designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники | сельское хозяйство | география района

 

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

• Общее пояснение
• Куорка
• Верхняя Кижинга
• Cредняя Кижинга

Нижняя Кижинга

Орот
• Нижний Кодун
• Могсохон
• Нижняя Челсана
• Верхняя Челсана
• Улзыто

 

           Д алекие предки монголов в период каменного века веровали и поклонялись таким культам, как горы, стихии природы, огню, животным, духам умерших родственников и т. д. отметим, что этот же путь прошли в своем развитии все народы мира.
           Племена, живущие в Прибайкалье, Южной Сибири, Центральной Азии, овладели орудием труда, и оружием из бронзы (три тысячи лет тому назад), но еще не было названий народностей: монголы, тюрки и т.д. На наскальных рисунках того периода впервые появляются шаманские мотивы. В то время несколько родов и даже целое племя имели общее место для поклонения "святилище", а малочисленная группа людей одной местности или последняя имела свое место поклонения на высоких вершинах гор, на скале или возле леса.
           Племя, живущее в Прибайкалье и говорящее на одном из наречий монгольского языка, более тысячи лет тому назад получает название "буряты". Спустя некоторое время в шаманском пантеоне появляется множество разных рангов и видов божеств-тенгриев. Например, 55 западных добрых тенгриев и 44 восточных свирепыхтенгриев ит.д.
           Хоринцы, по крайней мере большинство их, в течении многих сотен лет отсутствовали на территории, ныне занятой ими, т.е. в Забайкалье (здесь проживали эвенки). При заселении этих земель в 17 веке они занимали наиболее удобные места, установив по близости Обо. (Обо место, где они поклонялись здешнему хозяину духу).
           После принятия хоринцами буддизма в течении многих десятков, даже ста и более лет молебствами на обо продолжали руководить шаманы. Говорят, что хозяева духи местностей, которым посвящены Обо, не захотели долго иметь дело с ламами, и чтобы они руководили молебствиями Обо. Причина: не наступило еще их время прозрения. Прибывший в наши края из внутренней Монголии лама Хорчид гэгэн в 1839 году добился согласия перехода буурал баабай хозяина горы Челсана в буддизм, такое же согласие получил уже другой лама у хозяина горы Улан Хада (Куорка) в 1842 году. Думается, что еще раньше Тургэнский Обо проводился ламами, когда дацан находился в Нижнем Худуне. Не все местности, где можно было поставить Обо, остались охваченными ламами и мирянами, хотя хозяева таких мест не прочь были принять буддизм. Но как бы то ни было, и после 1920 года продолжался рост численности Обо в районе. Например, по инициативе Цоржи - ламы Кижингинского дацана Цыремпилова Гэнина (Тыхэйн лама) был поставлен новый Обо в Хулэрэгте (Куорка), но с 1931 года не посещается, оставлен, ныне там одни камни. В средней Кижинге Ахангайский и Торомский Обо также являлись новыми.
           С тех пор как начали наши предки поклонятся и молиться священным местам своей малой родины, они имели непоколебимое желание и стремление сохранять природу в чистоте и целости, чтобы все от мала до велика, пребывали без болезни и трагедий, размножались, в т.ч. домашний скот, не было стихийных бедствий, эпидемий и голода, были благодатные дожди и тепло, получат хороший урожай и т.д. Проводя повсеместный традиционный обряд "Обоо тахилга" люди обязаны не допускать пожар в лесу, разрушение природных объектов и уничтожение потомства зверей птиц. Нарушение этих установлений является черным пагубным действием. Когда люди совершают поклонение и молебствие на Обо, как будто они сливаются с природой, ибо мы сами продукт природы.
           О количестве Обо в Хоринском регионе (без Аги) не могу знать, но мне кажется, что наш район занимает первое место, если делить численность кв. км. всей территории.

В начало стр.

Общее пояснение

           Обо - монголо-бурятское слово, означающее в переводе на русский язык "Куча", в действительности Обо представляет всегда кучу сложенных камней средних размеров. Существует неправильное и искаженное слово "Ом боон" вместо "Обоо". Во многих случаях над камнями устраивается из жердин шатер конус с отверстием для входа и выхода, внутри камни, иногда имеется изображения божеств. В дальнейшем такой Обо для краткости будет назван деревянным, также многие Обо имеет Бурхан. Бурхан (по литературному) представляет очень маленький и низенький деревянный домик с дверью, куда складываются камни и навешиваются изображения божеств. В дальнейшем такой Обо для краткости будет назван: с бурханом. Обо из кучи камней камни.
Так, перечислим все Обо:

В начало стр.

Куорка


           У Улан хада (название горы) два Обо: верхний и нижний, построенные из длинных тонких жердин, (сооружение конусообразное, внутри груда камней), ежегодно прибавляют к ним новые жердины, как бы украшают. В средине 30-х годов активные безбожники сожгли нижний Обо, стоящий возле леса, восстановили его после войны на другом месте. Необходимо признать, что в течение всех лет строго режима и запрета посещений в одиночку или небольшой группой верхнего Обо не прекращалось. Уже давно у нижнего Обо устраивается празднество, за последние годы организуются скачки лошадей и произносится соло, т.е. воспевание опередившего в скачках коня, в соло прославляется желтая религия (прежде воспевания коня), о красоте здешних мест и т.д. Во время празднества до недавнего времени боролись малолетние мальчики и подростки, а за последние годы взрослые. Существующий в Боро Хуле Обо был перенесен к западу от речки Шэбэр и поставлен в середине поля в 1928 году, с 1931 г. оставлен, т.е. никто не посещает его, деревянная часть Обо сожжена. Об Обо в Хулэрэгте сказано выше.

В начало стр.

Верхняя Кижинга

           Шанаагай Обоо находился на средней возвышине Сагаан Хошуна, имел 9 сокровищниц (бумбэ), деревянный, в середине 30-х годов воинствующий безбожник сжег его, поле вокруг Обо давно вспахано, совсем недавно начали молиться у камней того Обо. Болдируугай Обо (в Асе) уже для проведения обряда "Обоо тахилга" . Баян Нуурай (Шаралза) и Нарин шэбэрэй Обо оставлены, т.е. не совершается обряд с 1930 годов.

Средняя Кижинга

           На котловане горы hэбхеэн находится Обо под названием "Баян Сумбэр", камни. Обряд "Обо тахилга" делали совместно представители Средней Кижинги (в основном) и Бады, но в отдельные годы совместность нарушалась. Улзытын Обо давно объединен с Бургаастайн Обо (недалеко от нынешнего дацана), деревянный, был сожжен, с 1990 г. проводится там соответствующее чтение молитв и угощение хозяина. Ахангайн, Хоолэнтиин, Тооромой Обо были деревянными, давно сожжены, посещают их мало, бывают потомки тех, кто жил близ этих Обо. На невысокой горе "Залаата" находились два Обо (на расстоянии 400-500 м.), там проводили обряд "Обоо тахилга" только цанитские ламы Кижингинского дацана.

На горе "hэбхеэн уула" проводится ламами Кижингинского дацана обряд
"Обоо тахилга"

В начало стр.

Нижняя Кижинга


           Челсаанын Обо раньше и в настоящее варемя проводится широко, с участием очень большого числа людей. Гора Чилсана находится близ устья реки Кижинга, впадающей в р. Кодун, хозяин Челсаны "Буурал баабай седой батюшка" - поклоняется богу Очирвани, имеет природный каменный сумэ "Дворец храм" к югу от него на растоянии 500м. Стоял деревянный Обо, где проводилось чтение молитв и другие мероприятия, в том числе борьба и скачки лошадей. Обо был сожжен более 20 лет тому назад, с того времени стал не посещаемым. Имеется красивая песня посвященная хозяину Челсаны Хангайн жалбоо. Толгойн Обо находится к западу от МТФ, дальше к востоку за горбатым мостом второй Обо, Элhэтын, Жэбхээhэнэй Обо "На севере Гангинского гурта КРС". Эти 4 Обо были деревянные в жестокое время они подверглись сожжению. В настоящее время первые три Обо посещают очень много людей.

Челсанын обоо

В начало стр.

Орот

           Баян Улаанай (на вершине северной горы) Обо имеет бунхан, покровитель хозяина Дармабала Жамсаран. Сагаан хадын (на юго-востоке). Губээн на вершине мыса на северо-западе, недалеко деревянный покровитель Отоши (Будда Манала). Булагай эхин юлты имел бунхан. Нуурай деревянный, ородой эхинэй, Тушхайтын (южная гора) деревянный. В Хасуртае было 3 Обо. На Обо ездят группами где молятся и угощают хозяев гор и местностей после чего они все собираются в пади горы Баян Улаан и проводят празднества "Найр". Обязательно приезжают группы людей в Тургэнэ Обо поклонится.
           Когда дацан находился (до 1952 года) в Нижнем Худу не, Тургэнэ Обо проводили очень многолюдно и богато даже агинцы приехавшие помолится в дацан (до 1918 года), за одно участвовали в Тургэнэ Обо, для чего привозили молочную водку (архи), вареное мясо, сливки,масло, пенку и т.д. Продукты привозились в кожаных сумках. Тургэнэ Обо сгорел, тогда они горел повсеместно, но сейчас он восстановлен. Данный Обо находится в середине трех сел: Коду некий станок, Орот, Усть-Орот.

В начало стр.

Нижний Кодун

           Айраг хатан эжи имеет два Обо; верхний и нижний, последний оставлен т.е. никто не бывает, Улзытын камни, деревянная часть его была сожжена, Мунхантын (Арал) оставленный, Модотын камни, Буургэтын (на севере) камни, Маршам Мумбраа (на северо-западе), Мунгэдэй хошуунай камни, оставлены Урда Суужын Обо.

Улзыто (Средний Кодун)

           Ундэр Сагаанай (Улан Бургастай), Баян Хонгор (Хунды), Обоотын, Улзытын (на вершине горы Улзыто), Суужын Тологойн, h ыгылзын, Хуурайн, (Баян дэлгэр), Сулхариин. У каждого Обо сложены камни, отдельные Обо украшаются в период молебствий деревцами.

В начало стр.

Могсохон

           Хухэ Шулуунай Обоо (в Турасгае), Обоотын (также в Турасгае) у них сложенные камни, Тудгалтын (на вершине горы) деревянный; внизу Далhаата (Баян дэлгэр), Тужын деревянный, Могсохоной хухэ шулуун деревянный дважды горел, Баатар Уулын деревянный, женщинам запрещено там бывать, Дарбагайн Обоото, оставленный, Тухэригэй был деревянный, но сейчас остались камни, Бууралай был деревянный, сейчас поставлен Бунхан, Бузатын, Соорэмэй, Хара Шугын они имеют бунханы, Ороотын Обо деревянный, Буухасаанай давно был оставлен, но с 1990 года начали посещать и устраивать молебствие.

В начало стр.

Нижняя Чесана

           Шулуутын Обо (на высоком мосте) деревянный, Мунхэ хан деревянный, был сожжен, ныне камни, Урбоохэн (название горы) Убэр хадын, Улзытын улан (западный). Эти три Обо имеют только кучу камней. Гол тологойн деревянный и имеется бунхан, Мозой (на вершине горы) камни, куда ставят продукты и бутылки с водкой, молоком и т.д.

В начало стр.

Верхняя Чесана

           Хаагын Обо камни, был деревянный уничтожен огнем, стоит на открытом месте, Обоотын имеет бунхан, здесь проводится найр, Хуреэтын камни, на открытом месте, вокруг него посевы, точно такое положение у Хаагын Обо, Ута гоеэн, Губээн, Бууралай (эхин Чисана), hухайтын, Эреэнэй, Баян Сумбер. Обо посещают и молятся. На юго-западе и юго-востоке "гол толгой" с. Загустай имеются два Обо, на которых устраивается поклонение (молебствие).
           Не только в Ороте, но во многих других местах отдельные группы людей посещают высокогорные и дальние Обо для поклонения, потом они собираются возле близлежащего Обо и устраивается празднество (найр) в честь всех хозяев (буурал баабай) Обо окрестных местностей.
           Из выше перечисленного получается, что в районе было 82 Обо до коллективизации и на 90 кв. км. территории (всей) приходился один Обо или на 106 человеке-душ (взята численность бурятского населения в 1923 году). Надо признать, что в настоящее время еще остается большое число оставленных, то есть не посещаемые людьми Обо в районе.
-
Назад

В начало стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
Сайт создан в системе uCoz