Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники | сельское хозяйство | география района

 

 

Возникновение  Кижингинского дацана

Места поклонения нашей малой родины
Возрождение ступы Джарун-Хашор

 

           Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х годов. Все начинается почти  что заново, идет строительство дацанов. У нас Кижинге заново построен Кижингинский дацан, тибетское название «Даша Лхунболинг» - Храм массового блаженства. Некоторые исторические сведения дошедшие до нас об этом дацане:

           В бассейне реки Уды ( территория нынешнего Хоринского, Еравнинского, Кижингинского, Заиграевского районов) был построен первый дацан на южном склоне горы Шилсана в Кижинге в 1773 году.

           По сведениям и  материалам Пунцог Балдандоржийн и Дансаран Доржогутабай впервые в Кижингинской долине дуган был основан в 1758 году на склоне горы Шилсана в войлочной юрте. Есть сведения, что в 1760 году на территории Хоринской думы  находилось 41 лам, ширетуем был Юмсэн Гэлэн Лубсан- Дагба. По манифесту императрицы от 14 декабря 1766 года с каждого аймака были избраны депутаты для поездки в Москву для утверждения законов религии на территории Восточной Сибири. От  селенгинских бурят был выдвинут депутатом Дамба-Даржа Заев, хоринских бурят представляли тайша Ринчин Шодын, зайсан Банзарагша Сондолой. Перед отьездом в столицу Б.Сондолой нанял людей для вырубки леса в местности Хара-Нарпан восточнее Кижинги для строительства дацана. Возвращаясь на родину, Сондолой сильно заболел и скончался в городе Иркутске. Позже из того леса был построен дацан в 1773 году, но он сгорел на весеннем пожаре. Вместе дацаном сгорела реликвия, священная книга.

          «Юм» состоявшая из 16 томов, привезенная с юга шаманкой Абури, женою Ш. Болтирокова. Ширетуем (настоятелем) данного дацана стал Лубсан Намжил родом из Тибета. Учениками этого ламы были: Сондол Болтирогой, младший брат Ш. Болтирогой, Рандал Пунсык Сондолой, Дабаа Норнойн, Шоймпол Тубээшин, Гэндэн Бамбуугай (родом из Западного Хуацай), Сунгэрэб Шилдэй. Из них известными стали Сунгэрэб Шилдэй-лама лекарь, Сондол Болтирогой - ученый лама.

           Когда сгорел дацан у Шилсаны, по прошению Хоринского тайша Дамба- Дугар Ринчинэй по приказу Иркутского губернатора И.П.Прондсова был построен дацан вблизи устья речки Мунгэт.в районе нынешнего села Кодунский станок в 1782 году. Строительство его на Кодуне , как единственного дацана в то время у хоринских бурят, имел 79 служивших лам. Первым ширетуем (настоятелем) был лама из Тибета Лубсан-Намжил. Он возглавлял дацан 17лет. Ширетуями Кодунского дацана были: Лубсан –Намжил, Рэбдэл-Пунцэг. Сондолой, Нурнайн Дабаа «Нурнай ламхай», с 1831 года Суваанай Тойндол более известный а народе как «галаабнай ламхай». Уроженец средней Кижинги, одновременно он является дид хамбо-ламой Забайкальских буддистов. Рядом с дацаном были построены три храма ( сумэ):

                 1. Отошо бурханай   -----1775год

                 2. Аюша бурханай    -----1806год

                 3. Хурдын сумэ          -----1821год

            В приход Кодунского дацана входили буряты не только Кижингинского , Еравнинского, Хоринского и Заиграевского районов, но и далекого Хилока, Зугмара, Бада, Нижный Хилгосон что сейчас находятся на территории Читинской области. Приходом назывался население ряда отдельных местностей, обслуживаемое и закрепленное за дацанами.

           В это время на территории хоринских бурят появляются новые дацаны. В 1795 году основан Анинский дацан, в 1825 году - Ацагатский, в 1826 году - Эгитуйский, в 1828 году Чесанский дацаны. Поэтому по просьбе многочисленных прихожан (Кодунский дацан к тому времени оказался на окраине своих прихожан) с разрешения Восточно - Сибирского генерал - губернатора Николая Николаевича Муравьева, графа Амурского, дацан был перенесен в низовья речки Заха-Шибирь на северной стороне реки Кижинга.

           Так в 1853 году под склоном горы Залаата был воздвигнут Кижингинский дацан (Даша Лхумболинг). Гением хранителем дацана является  ЛХАМО ( пама сахюусан). Названный выше «галаабнай ламхай» продолжал быть ширетуем вплоть до 1877 года. В 1891 году было завершено строительство каменного корпуса нижнего этажа Кижингинского дацана с размером 10 сажений   каждая сторона, высотой 4 сажени и два деревянных этажа над ним. В те годы открыта монастырская школа Чойра (факультет  « Цанит» ). Вокруг главного цогчен – дацана располагались три двухэтажных дугана и другие культовые сооружения (Майдарин суме, Мунхэ маани, восемь шодонов-субарганов). Численность лам и хувараков (учеников) доходило до 520 человек, но штатных лам утвержденных властью было всего 14, во главе с ширетуем, которые были освобождены от податей. Штатному ламе раньше выделялся сенокосный участок земли вместо заработной платы. Штатные ламы забайкальских дацанов утверждались персонально губернатором Забайкальской области, ширетуи – Иркутским генерал-губернатором. До середины 20-х годов ХХ века каждый мог стать ламой,если на то есть согласие и воля родителей.

           В 1919 году при Кижингинском дацане было завершено строительство и освящение Субаргана (ступа) «Джарун - хашор» - уменьшенная копия (5х5х5 саженей) знаменитой ступы «Боднатх», что находится в столице Непала Катманду. Не было и нет подобной ступы, что была воздвигнута в Кижинге, ни в Тибете, ни в Монголии, тем более в Бурятии. Строительством руководил лама Балдандоржо Будын, в последствии в народе называли «Субарга ламхай). Но это отдельная большая тема.

В начало стр.

Наши духовные учителя

      Со времени основания Кижингинского дацана ширетуями были:

      1.  Суваанай  Лубсан  Тойндол              (1853-1877гг)

      2.  Бошогтын  Жамсо  из  Орота            (1877-1878гг)

      3.  Шойнжоной Лудэб «Ундэр ламхай» (1878-1896гг.)

      4.  Цэрэнэй Балдан Еши «Пабханий ламхай» из Бады (1896-1908гг.)

5.     Цэдэнэй Сандан «Худанай ламхай», «Агадий лама» (1908-1915гг.)

6.     Санжалай Шагдар                               (1915-1917гг.)

7.     Галшийн  Даша                                    (1917-1918гг)

          Было еще несколько ширетуев. Последним ширетуем до 1936 года являлся Бадмын Дамбижалсан из Нижнего Кодуна. В одно время, когда ширетуем был Цэдэнэй Сандан, обязанности ширетуя от его имени исполнял Цыремпилэй Гэнин «Тэхэйн лама» родом из Куорки, так как первый был отшельником.

           Кижингинский дацан был очень красив, стоимость всего, что относилось к нему, составляло многие сотни тысяч рублей Все это было народным достоянием в духовном, культурном и материальном отношении. Местные мастера в совершенстве владели техническими приемами. Разнообразными были материалы и техника культурных изделий: литье, штамповка, чеканка, лепка из глины, пагье-машье, керамика, резьба по камню и дереву, вышивание, вязание.

           Кижингинский дацан имел своих мастеров, но часто их заказы выполняли народные умельцы из окрестных мест. «Венчальный ритуальный знак  «Ганжар» покрывал золотом мастер «Зурааша-Барда» из Куорки местности Югтэ. Для работы было отдано 7кг золота: - «Нехватило»-сказал он, тогда дали дополнительно еще золота. В народе говорят: «Из-за корыстных целей Зурааша - Барда поплатился». «В наше время никого не осталось из его семьи» рассказывает Д. Доржогутабай. На растоянии 20 км виднелись крыши и сооружения, блестевшие золотом украшения и ганжар.

           Наступил печально известный 1937 год. Началось разрушение цогчин дацана и уничтожение предметов культа. Часть предметов была похищена,статуи божеств изготовленные из цветных металлов раскоряжена и выброшена. Ценнейшие и редчайшие книги собранные за многие десятилетия ведущими ламами, переписки и письма, уникальные документы государственного значения сожжены. Печально что из Кижингинского дацана не было увезено ценных предметов культа в центры. Мы знаем, что из других дацанов многие реликвии уцелели в музеях и хранилищах городов  России в частности Улан-Удэ и Санкт-Петербурге.

           После, в течение ряда лет из статуи будд (позолоченной меди) местные умельцы делали котелки, поварешки, стиральные доски и другие предметы быта.

           В нстоящее время в Кижингинском дацане и в других дацанах Бурятии помимо повседневных молебней,  служений проходит шесть главных ежегодных праздников (хурал).

           Первый «Сагаалган»-посвященный буддийскому Новому году. В этом году наступил 9 февраля. Наступил год Курицы. Накануне один из важнейших ритуалов дугжубэ-сожжение магической пирамидки в ознаменование победы над злом.

           Второй «Дуйнхор» - отмечается в мае (тибетский перевод санскритского понятия) "Калачакра" - колесо времени, связан с астрологической системой "Калачакра", на которой основан священный календарь тибетского буддизма.

          Третий - «Гандан Шунсерме»- день рождения Будды Шакьямуни, отмечается в начале лета. Это же и день достижения им просветления, а так же день Паранирваны-ухода из земного мира.

           Четвертый-«Майдарин Хурал», приходится на середину лета один из самых торжественных праздников Майдари (Майтрея) Будда грядущего. Его статую выносят из храма, помещают на колесницу, и начинается величественное шествие, символизирующее нисхождение Будды Майтрей, который благословляет мир.

          Пятый - «Лхабаб-Дуйсэн» посвященный воплошению на земле Будды Шакьямуни ,который покинул небесное царство бога Индры,чтобы открыть людям тайну освобождения от страданий .

           Шестой - «Зула –Хурал» проходит зимой память об основателе школы гелугпа-Цзонхова. В этот день в храмах зажигают тысячу свечей.

          В настоящее время буддизм стал одним из факторов национальной консолидации, формирования национальной психологии и нравственности в духовном мире бурят. Бурятские дацаны вновь становятся своеобразными культурными и учебными центрами. Активизировалась миротворческая и благотворительная деятельность, расширяются международные связи.

           Буддизм-религия, проповедующая гуманизм, ненасилие, сострадание к человеку является составной частью культуры бурят. Правильно сейчас пишут, что история нашего народа теснейшим образом связана с верой, а та в свою очередь вбирала и проецировала через себя всю культуру; язык, письменность, архитектуру и искусство.

Из воспоминаний Гэбшэ- ламы Кижингинского дацана Шадраева жамбы ( Галсан - Баабай)

 

В начало стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
Сайт создан в системе uCoz