Эгитуйский
дацан
Эгитуйский (Еравнинский)
дацан (тиб. Дамчой Рабжилинг) – основан в 1824-1826 гг. по
ходатайству хоринских родов. 10 декабря
1832 г. дацан был официально утвержден указом Иркутского
губернатора.
Эгитуйский дацан
был построен в уютном живописном месте. Место для его строительства
подбирал один из старейшин рода моодхон харгана слепой Уунтын
Гэлэн. В течение нескольких лет Уунтын Гэлэн обращался к астрологам
разных дацанов для определения места под дацан. Все они единогласно
указывали на одно место, которое находилось на западном берегу
реки Маракта в местности Хара-Шибирь между двумя сопками.
Строительный материал
готовили на горе Дашин Ундэр. Уунтын Гэлэн самолично выбирал дерево:
постучав посохом по дереву, он указывал на его пригодность. Строительство
длилось несколько лет и было закончено в 1826 г. По этому случаю
был большой праздник среди хоринских родов. Дацан несколько раз
подвергался ремонту. В 1900 г. был построен заново оронгойскими
мастерами Цокчен дуган.
По официальным
данным, в начале XX века «комплекс Эгитуйского дацана имел
свою богословскую школу (Чойра сумэ), тантрийскую – джуд (Дандра
сумэ), типографию, Дуйнхор сумэ, Майдари сумэ, сумэ Аюши, четыре
аймачных сумэ, около восьми вспомогательных построек и 103 отдельных
двора. Всего 216 жилых помещений». (СПб.ИВ РАН, ф.
44,оп.1, д.133, л.
202).
По данным 1926
г. в Эгитуйском дацане находилось 576 лам и хувараков. Из них
273 гелонга. Научный потенциал высокообразованных
лам ученых: 170 лам имели ученую степень
– гэбши, 95 лам имели ученую степень –
габжа, 8 лам имели ученую степень – аграмба.
Аграмба-ламы: Ринчинов Дашинима, Машнанов Ширап, Бадмаев Шойнжо-Анчик,
Базаров Дамба, Халзанов Дампил, Ринчинов Цыбен-Доржо, Эрдэниев
Даша-Цырен, Лхамаев Цыренжап.
Много легенд и
преданий сохранилось в народе о ламах-йогинах (ёгоозор) Эгитуйского
дацана.
Аюша
дуган
Шингод дуган или
Аюша дуган, где размещается «Деважин» или
Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи.
Мамба
дуган
Дуган построен
в 1897 г. На всю округу и за ее пределами славились знаменитые
ламы-эмчи (марамба).
Дуйнхор
дуган
Построен в 1887
г. В третий лунный месяц проходит хурал «Дуйнхор», посвященный
божеству Калачакры. Во время хурала проводится «Цам Дуйнхор».
Верующие, участвующие в молебне, возносят свои благопожелания
о перерождении в чистой земле Шамбалы.
Чойра
дуган
Это храм, в котором
проводятся занятия по буддийской философии (цаннит).
В
начало стр.
Зандан
Жуу
В Эгитуйском дацане
излучает лучезарный свет неиссякаемого Учения на благо шести типов
живых существ сандаловая статуя Будды - Зандан Жуу.
История прибытия
Зандан Жуу в Бурятию легендарна.
Существует несколько версий, и которая из них верна? Одна из версий
изложена в книге старейшего улигершина Рэгзен Эрдынеева «Эгэтын
дасанай тyyхэhээ» «…от Хамбо Агван Доржиева поступила телеграмма
Найдан (Николаю) Гомбоеву – начальнику почтовой конторы при Российском
консульстве в Пекине – искать все возможности о покупке Зандан
Жуу…» И благодаря усилиям соржо ламы Эгитуйского дацана
Гомбо Доржо Эрдынеева (Эрдэнийн ламхай) и многих других неизвестных
нам людей, сандаловый Будда был привезен в Бурятию и находился
в Эгитуйском дацане до 1935 г., являясь объектом поклонения
и почитания бурятского народа. Привоз сандалового
Будды в Бурятию стал благим предзнаменованием дальнейшего
развития и распространения буддийского Учения в России.
Считается, что
существовали три прижизненных изображения Будды Шакьямуни. Одно
из них хранится в Британском музее, второе изображение
якобы утрачено. Верующие буряты считают, что находящийся в Эгитуйском
дацане Зандан Жуу - и есть третье прижизненное изображение Будды.
Этот легендарный памятник представляет из себя деревянную
скульптуру из сандала высотой 2 м 18 см. Правая рука Будды обращена
открытой ладонью вверх в жесте «дарования защиты», левая - в жесте
«дарования милосердия».
Эту святыню: во-первых,
сотворенную в то время, когда наш Учитель Будда Шакьямуни жил
и проповедовал, во-вторых, самолично соблаговолил освятить, в-третьих
было дано пророчество самим Буддой почитать Зандан Жуу как истинного
Будду и преподносить подношения; телом совершать простирания,
поклонения и обхождения; речью произносить мантры, восхваления
Трех драгоценностей, молитвы обращения, благопожелания во благо
живых существ; умом настроившись на бодхичитту и сострадание.
И все это нужно совершать прилежно и усердно, направляя свои помыслы
чисто и искренне, порядок обхождения таков: если вокруг храма
Жуу две тысячи восемьсот семьдесят вместе со ступами две тысячи
четыреста восемьдесят, вместе со ступами и храмами одна тысяча
пятьсот тридцать, то они будут равны ста тысячам обхождений. Польза
и блага от поклонения, подношения, обхождения такова, об этом
написано в сутре «белый лотос высшей дхармы»: те верующие, которые
поклонялись мощам Бхагавана, их изображениям, статуям, ступам,
саца, а также совершившие подношения цветами, благовония, из благоприятных
звуков дамару, раковин, барабанов, пипы, флейты, арфы, из чистых
и непользованных материалов, они в будущем достигнут степени Бодхисаттв».
В 1935 г. статуя
была вывезена в Антирелигиозный музей г. Улан-Удэ. Более полувека
Зандан Жуу оберегался сотрудниками музея. Благодаря их усилию
была проведена реставрация. В октябре 1991 г. Зандан Жуу возвращен
в Эгитуйский дацан.
"Поразительно,
что чудесное предсказание о центре религии сбылось, ибо
ни Китай, ни Тибет, где буддизм сейчас в упадке, уже не могут
сейчас считаться регионами благоприятного развития Учения. И на
всем гигантском пространстве азиатского континента действительно
Бурятия становится центром возрождения буддизма".
Как и в былые времена,
стоит Зандан Жуу в своем парчовом облачении, которое было
преподнесено ему бурятскими мастерами еще в 1930-е
годы, во всем своем великолепии, по-прежнему
милостиво взирая на всех верующих, молящихся, поклоняющихся ему
- Учителю, пролившему свет Дхармы всем живым существам.
Назад
В
начало стр.