designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники | сельское хозяйство | география района

 

 

Эгитуйский дацан  

          Эгитуйский (Еравнинский) дацан (тиб. Дамчой Рабжилинг) – основан в 1824-1826 гг. по ходатайству хоринских родов. 10 декабря 1832 г. дацан был официально утвержден указом Иркутского  губернатора.

          Эгитуйский дацан  был построен в уютном живописном месте. Место для его строительства подбирал один из старейшин рода моодхон харгана слепой Уунтын Гэлэн. В течение нескольких лет Уунтын Гэлэн обращался к астрологам  разных дацанов для определения места под дацан. Все они единогласно указывали на одно место, которое находилось на западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь между двумя сопками.

          Строительный материал готовили на горе Дашин Ундэр. Уунтын Гэлэн самолично выбирал дерево: постучав посохом по дереву, он указывал на его пригодность. Строительство длилось несколько лет и было закончено в 1826 г. По этому случаю был большой праздник среди хоринских родов. Дацан несколько раз подвергался ремонту. В 1900 г. был построен заново оронгойскими мастерами Цокчен дуган.

          По официальным данным, в начале XX века «комплекс Эгитуйского дацана  имел свою богословскую школу (Чойра сумэ), тантрийскую – джуд (Дандра сумэ), типографию, Дуйнхор сумэ, Майдари сумэ, сумэ Аюши, четыре аймачных сумэ, около восьми вспомогательных построек и 103 отдельных двора. Всего 216 жилых помещений». (СПб.ИВ РАН, ф. 44,оп.1, д.133, л. 202).

          По данным 1926 г. в Эгитуйском дацане находилось 576 лам и хувараков. Из них 273 гелонга.  Научный потенциал высокообразованных лам ученых: 170 лам имели ученую степень – гэбши, 95 лам имели ученую степень – габжа, 8 лам имели ученую степень – аграмба. Аграмба-ламы: Ринчинов Дашинима, Машнанов Ширап, Бадмаев Шойнжо-Анчик, Базаров Дамба, Халзанов Дампил, Ринчинов Цыбен-Доржо, Эрдэниев Даша-Цырен, Лхамаев Цыренжап.

          Много легенд и преданий сохранилось в народе о ламах-йогинах (ёгоозор) Эгитуйского дацана.

 Аюша дуган

          Шингод дуган или Аюша дуган, где размещается «Деважин» или Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи.

 

Мамба дуган

          Дуган построен в 1897 г. На всю округу и за ее пределами славились знаменитые ламы-эмчи (марамба).

 

Дуйнхор дуган

          Построен в 1887 г. В третий лунный месяц проходит хурал «Дуйнхор», посвященный божеству Калачакры. Во время хурала проводится  «Цам Дуйнхор». Верующие, участвующие в молебне, возносят свои благопожелания о перерождении в чистой земле Шамбалы.

 

Чойра дуган

          Это храм, в котором проводятся  занятия по буддийской философии (цаннит).

В начало стр.

Зандан Жуу

          В Эгитуйском дацане излучает лучезарный свет неиссякаемого Учения на благо шести типов живых существ сандаловая статуя Будды - Зандан Жуу.

          История прибытия Зандан Жуу  в Бурятию легендарна. Существует несколько версий, и которая из них верна? Одна из версий изложена в книге старейшего улигершина Рэгзен Эрдынеева «Эгэтын дасанай тyyхэhээ» «…от Хамбо Агван Доржиева поступила телеграмма Найдан (Николаю) Гомбоеву – начальнику почтовой конторы при Российском консульстве в Пекине – искать все возможности о покупке Зандан Жуу…» И благодаря  усилиям соржо ламы Эгитуйского дацана  Гомбо Доржо Эрдынеева (Эрдэнийн ламхай) и многих других неизвестных нам людей, сандаловый Будда был привезен в  Бурятию и находился в Эгитуйском дацане до 1935 г., являясь объектом поклонения  и почитания бурятского народа. Привоз сандалового Будды в Бурятию стал благим предзнаменованием дальнейшего развития и распространения буддийского Учения в России.

          Считается, что существовали три прижизненных изображения Будды Шакьямуни. Одно из них хранится в Британском  музее,  второе  изображение якобы утрачено. Верующие буряты считают, что находящийся в Эгитуйском дацане Зандан Жуу - и есть третье прижизненное изображение Будды. Этот легендарный памятник представляет из себя  деревянную скульптуру из сандала высотой 2 м 18 см. Правая рука Будды обращена открытой ладонью вверх в жесте «дарования защиты», левая - в жесте «дарования милосердия».

          Эту святыню: во-первых, сотворенную в то время, когда наш Учитель Будда Шакьямуни жил и проповедовал, во-вторых, самолично соблаговолил освятить, в-третьих было дано пророчество самим Буддой почитать Зандан Жуу как истинного Будду и преподносить подношения; телом совершать простирания, поклонения и обхождения; речью произносить мантры, восхваления Трех драгоценностей, молитвы обращения, благопожелания во благо живых существ; умом настроившись на бодхичитту и сострадание. И все это нужно совершать прилежно и усердно, направляя свои помыслы чисто и искренне, порядок обхождения таков: если вокруг храма Жуу две тысячи восемьсот семьдесят вместе со ступами две тысячи четыреста восемьдесят, вместе со ступами и храмами одна тысяча пятьсот тридцать, то они будут равны ста тысячам обхождений. Польза и блага от поклонения, подношения, обхождения такова, об этом написано в сутре «белый лотос высшей дхармы»: те верующие, которые поклонялись мощам Бхагавана, их изображениям, статуям, ступам, саца, а также совершившие подношения цветами, благовония, из благоприятных звуков дамару, раковин, барабанов, пипы, флейты, арфы, из чистых и непользованных материалов, они в будущем достигнут степени Бодхисаттв».

          В 1935 г. статуя была вывезена в Антирелигиозный музей г. Улан-Удэ. Более полувека Зандан Жуу  оберегался сотрудниками музея. Благодаря их усилию была проведена реставрация. В октябре 1991 г. Зандан Жуу возвращен в Эгитуйский дацан.

          "Поразительно, что  чудесное предсказание о центре религии сбылось, ибо ни Китай, ни Тибет, где буддизм сейчас в упадке, уже не могут сейчас считаться регионами благоприятного развития Учения. И на всем гигантском пространстве азиатского континента действительно Бурятия становится центром возрождения буддизма".

          Как и в былые времена, стоит Зандан Жуу в своем парчовом облачении, которое было  преподнесено ему бурятскими  мастерами  еще в 1930-е годы,  во всем своем великолепии,   по-прежнему милостиво взирая на всех верующих, молящихся, поклоняющихся ему - Учителю, пролившему свет  Дхармы всем живым существам.

 

Назад

В начало стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz