designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники | сельское хозяйство | география района

 

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЭБШЭ-ЛАМЫ КИЖИНГИНСКОГО ДАЦАНА ШАДРАЕВА ЖАМБЫ (ГАЛСАН-БААБАЙ).

          Когда мне исполнилось семь лет. отец привез меня в Кижингинский д;щ;ш и отдал на обучение Иабханий ламхай* Ьабханий ламхай (в го время) был очень известным человеком, более тридцати лет служил в Кижингинском дацане ламой Половина Кижинги были его воспитанниками, среди них - 5-6- гэбшэ*. 3-4 - габжа*.
          В 1922 году в возрасте 82-х лет учитель ушел из жизни. Я был его последним учеником, со мной были еще четыре человека:
-Будын Даржай - младше меня на три года.
-Пурын Бачарай Жа.мса - его родственники живут в Куоркс (Майданов Дандар-Жамса).
-Бортогын Базар Аандан Жамса- родом из Бады.
-Сэрэнэй Шойдор - родом из Эдэрмыка. местности Шаралза. в последствии укочевали в Монголию.
          Никто из них не смогли стать ламами. После "ухода" учителя меня пригласил жить к себе Халзанай лама, родом из Бады, наверное, ему нужен был помощник по дому.
          Когда приехал в Кижингу. на мне был длинный меховой дэгэл (тулуп). Я был еще мал. и этот дэгэл. вернее длинный подол, постоянно мешал мне ходить. Когда нужно было в туалет, приходилось с ним возиться, а помогал мне молодой лама Дагба-габжа. набрасывая сзади на голову подол тулупа, он тоже был учеником Иабханий ламхай.
          Не каждому человеку суждено стать ламой. Учение требует большой самоотдачи, стремления, веры. Многое зависит от одарённости, генетического потенциала унаследованного от отца и матери, одним словом с каким багажом ты пришел в этот мир. Одним легче: стремление. любознательность, хорошая память, мышление способствует быстрому восприятию и усвоению, другим . менее одаренным, труднее дастся обучение. Поэтому наставник) всегда приходится помогать и подтягивать в учёбе тех. кому труднее дастся учёба. Были и такие, которые не желали учиться, хотя умом их бог не обделил. С такими людьми возились долго: объясняли, беседовали индивидуально, ставили в пример других, наставляли, от отчаяния били, пытаясь проявить искренние, чистые чувства, сострадания и жалости к родителям, которые возлагали на него надежду, что сын их вырастет образованным, грамотным человеком. И если после этого человек не менялся, не раскаялся , вызывали отца и с сожалением объявляли о фактах и отправляли сына домой.
          Имена хувараков* аккуратно записывали на чистую бумагу и хранили в дацане. Список находился перед божеством Лхамо (сахукосан) и ежегодно обновлялся, т.е. выбывших вычеркивали.а вновь прибывших на учебу записывали. В начале учитель обучал грамоте, письму, чтению, разъяснял определенные понятия в книгах.ритуалах, обучал этикету поведения. Когда ученик достигал определенного уровня в обучении, его уже отдавали в специальную школ)1, где другие наставники - учителя преподавали специальные науки. Например школа "Чойра"(Буддийская философия).Я примерно к 11-12 годам поступил в школу "Чойра". В процессе обучения школе Чойра учитель продолжал контролировать своих воспитанников. Приходишь с занятий . учитель спрашивает: "Ну. рассказывайте, что сегодня проходили, что поняли? " Вот и объясняет, если кто- то не понял или затрудняется в том или ином понятии, вопросе. Переход из одной ступени в другую невозможен без сдачи экзаменов. Бывали случаи провала на экзаменах. Экзаменаторов было человека два-три нс-большс. это титулованные ламы, цанит- лама* и Лхаромбо*. Учстсля и экзаменаторы хорошо знали своих воспитанников, кто сильный, кто слабый, но и мы сами так-жс догадывались . кто из нас на что способен. Среди нас были ребята прекрасно владеющие техникой чтения, с хорошими красивыми голосами. Были и такие, которые хорошо знали наизусть, но плохо понимали смысл выученного, то что дано постигать умом
воспринимали тяжело. Если сильные-сдавали экзамен в первую очередь, то кто сомневался в определённом понятии, мог восполнить, понять, где у него ошибка. Одним словом, сильные вытягивали слабых, вели за собой и способствовали сдаче экзаменов. Правда никаких документов, удостоверений, справок наподобие дипломов об окончании Вузов или учебных заведений не выдавалились. В устной форме объявляли по именам о сдаче экзаменов и присуждении звания гэбшэ.
          Гэбшэ- это лама, выучившийся в течение 8 лет и получивший знания по пяти наукам. К пяти наукам Чойры относятся: "Намдал", "Паршан". "Умэ". "Зод". "Дулбэ". Намдал"* изучают четыре года и после сдачи экзамена изучают "Паршан"* четыре года, и после сдачи экзамена . получают звание-Гэбшэ. Но в течение восьми лет достаточно хорошо разбираются с "Умэ". "Зод" и "Дулбэ". Эти три науки самостоятельно и углубленно изучают после получения звания гэбшэ. а может в течение жизни.
          Умэ- изучение теории пустоты.
          Зод-изучение всего, что существует на земле.
          Дулбэ-относится к дисциплине, духовности и обету лам.
Основное время хувараки отдавали обучению. Небольшое время уделялось отдыху, но времени на игры развлечения небыло. Продукты питания и повседневную одежду привозили родители. Когда хуварак становится ламой и начинал самостоятельную жизнь, специальную одежду лам заказывали мастерам. В те времена в Кижингинском дацане насчитывались более 500 лам, среди них были исключительно талантливые люди, хорошие мастера Были ламы которые шили, вышивали, художники-живописцы, бурханописцы (иконописцы), ювелиры, резчики, чеканщики, кузнецы. Замбалын Нанзад*-гэбшэ одаренный человек, не только умел шить, но и был исключительным ювелиром, чеканщиком, дядя Дондокова Гутапбала. Много раз я обращался к нему с просьбой сшить то одну ,то другую вещь, вполоть до шапок, бобр-малгай (шапка-бобр), жанша-одсжда (накидка) слушателей школы Чойра и т. п. Нужно отмстить, что он не занимался исключительно шитьём, шил переодичсски по просьбе друзей, знакомых . Абидын Ананда Рабсал-габжа так-же умел хорошо шить, был родом из Тарбагатая ,нынс Заиграевского района. Родственники живут в Куоркс - Балсамбусва Гунзэма*. Шэмээшээн Баярта-гэбшэ. опытный мастер столяр и резчик. Патсэн Намнан-унзад художник-бурханописец выполнял каноническую живопись. Является дядей Миши (фамилии не помню) ныне живущего в Ушхайто. Патан Шоймпол-специализировался в миниатюрной технике рисования, выполнял "тонкие" работы. Шоохоодойн Содном-резчик по дереву, вырезал печатные доски (клише) для печатания книг. Если его работы собрать в одном месте, то получится полный амбар. Он не был ламой, работал дома, а не в мастерской. Его родные живут в Кижинге.
          Дома лам имели деревянные ограды. В ограде были дома лам- учеников, дом хувараков, называли "жаган", амбар и другие постройки. Домашняя мебель, утварь были такими же как в поселениях, соответствовали своему времени.
Муку, хлеб привозили на продажу крестьяне из Мухор-Шибири. Кульска ныне Хоринского района, Мухар-Талы. Кульская мука по качеству уступала муке из Мухор-Талы. Постепенно наша Леоновка поднялась на ноги, разбогатела, сеяли пшеницу и начали поставлять в дацан хорошую вкусную муку, хлеб, калачи, булочки. Зимой на санях, летом на телегах привозили муку и хлебобулочные изделия в день хурала. Точно не помню, но пуд хлеба стоило 40 или 50 копеек В то время деньги были относительно редкостью. Деньги были у тех лам. которые выезжали в деревни для исполнения различных обрядов. В зимнее время ламы покупали много хлеба и хранили в амбарах. Никто не жаловался, что мыши грызут мёрзлый хлеб или портят муку в метках. Возможно мышей, грызунов, червей было мало. Однажды дошёл слух, будто в деревнях появились мыши - Opor-3oho. Крысы редко кое-где появлялись. Дрова покупные были, лсд покупной, зимой призозили из реки Кижинги. Летом воду сами привозили из речки. У нас была маленькая двухколёсная тележка, на нее ставили днрсвянную бочку литров на сто. На три четыре дня хватало.
          Позже когда мне до защить "Гэбшэ" оставался один год, учитель для меня построил домик. К тому времени я уже закончил школу "Чойра".
(Описано со слов Ж.Шадраева 12 января 2000 года. Жамба Шадрасв родился летом 1907 года. С 1914 по 1931 г г. служил в Кижингинском дацане. В 1926 году получил звание "гэбшэ".С 1934 по 1944 год по ложному обвинению отбывал срок). ( Читинская область. Черновск. 1935 - 1918 г г.; Колыма 1938 -1944 г г.) Жамба Шадрасв 20 февраля 2000 года покинул этот мир.

Назад

В начала стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
Сайт создан в системе uCoz