designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники | сельское хозяйство | география района

 

 

Наши духовные учителя

          (Шойнжоной Лудэб "Ундэр ламхай" (1824-1905) родился в в Нижнем Кодуне, малолетстве был усыновлен жителем Средней Кижинги (Ушхайта).
          В детском возрасте его отправили учиться в дацан, где под руководством учителей в течение многих лет весьма успешно изучал буддийское учение, обладая большим умом и способностью стал ученым ламой, и у него было много учеников. В 1878 году он стал настоятелем (ширетуем) Кижингинского дацана.
          В 1880 годах в Кижингинском дацане было еще много женатых в молодом возрасте лам и они имели своих учеников. Эти хувараки, став взрослыми, принимали обет безбрачия, т. е. становились гелонгами, и они сидели при хуралах ниже своих учителей-стариков. Ширетуй Л. Шойнжоной видя в этом большое упущение и беспорядок, потребовал от женатых лам освоболить почетные места, т. е. пересесть на задние сиденья, а гелонгам занять освободившие места, ближе к алтарю. Одним словом, он был требовательным к себе, другим ламам и хуваракам дацана.
          Ламхай Л. Шойнжоной организовал большое строительство: трехэтажный старый дацан был разобран и из него построили двухэтажный дуган, также ширетуй осуществил постройку нового трехэтажного цокчен (главного) дацана размером 24,5х22,4 метра (нижний этаж), притом первый его этаж из кирпича высокого качества.
          Он имел дар видения, знал что произойдет в ближайшем будущем (ясновидение). Ундэр ламхай сам не рисовал бурханов, и не мастерил статуи Будды, но в работах всегда находил неточности и отклонения, заставлял их исправлять свои ошибки.
          Он был эрудитом, пользовался в народе большим почетом и славился известностью далеко за пределами Кижинги.
          Цэдэнэй Сандан (1851-1922) родился в местности Шана (Нижняя Кижинга). В возрасте 7 лет стал хувараком Кижингинского дацана, учился он очень прилежно и хорошо, мало общался со сверстниками. Через несколько лет поехал учиться в школу Чойра Гусиноозерского дацана (Хамбо Хуреэн), ныне его называют Тамчинским дацаном. В Чойре- Сандан учился отлично, о широте его знаний стало известно ученым ламам данного дацана.
          Однажды ночью в глубоком созерцании он овладел Шуньятой, т. е. "Пустотой". ("Хогоосон чанар ологсан"). После окончания школы Чойра, получив степень гэбши, Сандан вернулся в свой дацан. Живя при дацане, он часто находился в затворничестве, т. е. в медитации; "тарни индама ямантаки".
          В 1896 году на коронацию императора Николая 11 была приглашена на празднование делегация бурят, в состав ее вошли Сандан Цэдэнэй и его ученик Даржа Бадмын, как ученые ламы.
          С 1898 года Сандан лама и его ученики (Даржа Бадмын, Сандэлэг Гончигдариин, Лубсан-Доржо Эрдэниин) стали жить в Нижнем Кодуне, в местности Соорхой, где Сандан лама бызвыездно находился в созерцании (медитации) тарни Ямантаки в течение 21 года.
          После захвата власти в Забайкалье в конце августа 1918 года атаман Семенов установил военную диктатуру. Вскоре атаман издал приказ о мобилизации молодых бурят в армию. Но кижингинцы, да и все хоринцы были против этой мобилизации. В течение нескольких месяцев выполнение приказа саботировалось, но дальше так жить стало невозможно, Семенов грозился применить силу (карательную), тогда представители верующих передали через Даржа-ламу "мандал" с письмом Сандан - ламе, где просили предсказать как избежать мобилизации бурят в армию Семенова, при этом не подвергаться репрессиям. На это что мог он ответить; во-первых, нельзя было прямо отказаться выполнять приказ атамана, памятуя, что у буддистов есть положение "Непротивление злу насилием", во-вторых, не мог также сказать; отдавайте своих сыновей в ряды армии, когда население настроено против этого. Вместо этих двух крайностей он рекомендовал создавать самостоятельное государство, независимое от семеновской власти, чтобы затянуть время, безусловно, зная , что ответственность за такое действие ляжет на него, тем самым он показал свое бодисатское милосердие и сострадание к землякам. Податели мандала, обрадовавшись, стали повсеместно проводить собрания по избранию делегатов учредительного собрания. Оно было проведено в начале мая месяца 1919 года, где царем был провозглашен лама Сандан Цэдэнэй и избраны глава правительства и министры, кроме обороны. Но в середине мая прибыл отряд семеновских казаков и арестовал весь состав правительства во главе с царем, их держали в Верхнеудинской тюрьме, через месяц все были освобождены, но в течение того года атаман успел арестовать еще дважды и отпускать.
           Арестованный в октябре 1920 года властями ДВР, руководимой большевиками, Сандан лама не вернулся. В уголовном деле бывшего КГБ значится, что он умер от плеврита 15.05.1922 г.
          Прокуратура Республики Бурятия постановлением от 28.08. 1997 г. реабилитировала его за отсутствием состава преступления.
          Галшиев Эрдэни Хайбзан (1856-1915) родился в с. Ороте. Родители направили мальчика учиться в Кижингинский дацан, чтобы он стал ламой и после более 10-летней учебы под руководством учителей, действительно стал им. В середине 70-годов прошлого века Э. Х. Галшиев уезжает для продолжения учебы в Тибет, Лхасу. В Гоман дацане монастыря Брайбун (близ Лхасы) он изучает буддийскую философию; логику, винаи и другие дисциплины и становится дооромбой (ламой высокой ученой степени).
          В Лхасе Эрдэни Хайбзан, дооромбо-лама на одном большом хурале, выделился своим сильным голосом среди присутствующих там умзатов (уставщиков). Возвращаясь на родину, он посетил крупнейший монастырь северного Тибета -Лавран, где участвуя в трехдневном диспуте по буддийской философии и логике, вышел победителем.
          Он вернулся в свой дацан летом 1897 года и вскоре был избран и утвержден штатным ламой (вошел в число 14 лам), при более 400 монашествующих. В народе он был более известен как Мархаанзайн дооромбо или Хайбзан-дооромбо.
          В начале ХХ столетия Эрдэни Хайбзан - дооромбо написал большое сочинение под названием "Зерцало мудрости". Данное сочинение дооромбы способствует приобретению духовности. Накоплению благих деяний, внедрению в его сознание доброты, милосердия и сострадания, поможет правильно вести себя в личной жизни, общения с людьми и природой. Поэтому оно особенно актуально, когда мы ныне стремися восстановить утраченные гуманные традиции и обычаи народа.
          Это самое выдающееся сочинение подобного рода дореволюционной Бурятии. Сочинение Э.-Х. Галшиева "Билигун толи" до середины ХХ века было почти неизвестно в науке. Впервые о сущствовании такого сочинения узнали от знатоков бурятской литературы на тибетском и монгольском языках Бидиядары Дандарона и Лодоя Ямпилова.
          Э. Х. Галшиев жил в маленьком домике не обставлял его дорогими вещами. Он редко выезжал исполнять требы, одинаково относился ко всем людям. Он несколько лет был цанит-ламой, т. е. руководителем школы "Чойра" Кижингинского дацана. Э. Х. Галшиев как представитель бурятского народа высоко поднял его престиж в Тибете и как автор выдающегося труда "Зерцало мудрости", прославил родную Кижингу далеко за ее пределами.
          Для увековечивания имени Эрдэни Хайбзана дооромбы, как выдающегося знатока буддийской философии, цанит-ламы, просветителя и писателя в 1995 году возле с. Орот воздвигнута и освящена ступа "Даша гоман-субарга".
          Зургаадайн Цэван (1856-1915) родился в местности Эхин Чисан. Родители матери Цэвана направили его стать хувараком Чисанского дацана. Где получив первоначальную подготовку, он поехал учиться в школе чойра Цугольского дацана, по окончанию учебы стал гэбши. Позже, в Чисанском дацане получил степень габжи. Габжа - самая высокая ученая степень ламы, присуждаемая в монголо-бурятских буддийских монастырях (дацанах).
          Зургаадайн багша был учителем многочисленных хувараков и лам, а также мирян, с молодых лет служа примером строгого соблюдения правил поведения гелонгов и цанитских лам.
          Зургаадайн Цэван-габжа продолжительное время был ширетуем Чисанского дацана. Он являлся перерожденцем Бодхисаттвы, обладающим сверхнормативной способностью. Назвали его только Багшей (Учителем), в самом высоком значении данного слова. Зургаадайн багша пользовался почетом и влиянием среди лам дацана и населения прихода.
          Будаев Балдандоржо (1892-1956) родился в местности Шана (Нижняя Кижинга). В семилетнем возрасте стал хувараком Кижингинского дацана. После изучения тибетской письменности и заучивания многих буддийских текстов ( не очень длинных) под руководством своего коренного учителя поступил в школу Чойра, по завершению учебы, сдав экзамены, получил степень гэбши.
          В 1915 году Будаев Балдандоржо вместе с другими ламами, как Цыренов (Мархаадайн) Шойдог выступили с предложением о строительстве субарги (ступы) Джарун Хашор при дацане. Это предложение было поддержано ширетуем и другими высокими ламами. Миряне начали заготовку и вывозку камней и песка к месту ее строительства, в заготовке строительных материалов, принимали участие молодые ламы во главе с Будаевым, потом в строительстве субарги. В начале лета 1919 года строительство ее было полностью завершено, хотя строилось с большим перерывом. Освящение Субарги произвел Ганжарба-гэгээн (данзан Нарбын) из Цугола.
          После окончания Субарги Балдандоржо Будаев стал ее смотрителем, должен был обеспечить чистоту вокруг субарги и в определенные дни зажигать масляные лампадки (зула). Все эти работы делал сам лично. Ежедневно участвовал (в свободное от работы время возле субарги) в хуралах "Мунхэ мани". Благо, что этот сумэ находился близ Субарги. Это продолжалось до начала 1936 года, пока не опечатали все дацанские помещения. В народе его назвали, вернее знали под именем "Субарга амбай".
          В 1937 году, когда почти всех оставшихся лам отправляли в тюрьму и ссылку, Б. Будаев перешел на нелегальное положение, жил в изолированном помещении у своей родственницы - старушки близ с. Кижинга, в основном созерцая тарни зеленой Тары. Вышел оттуда в 1945 году.
          В 1950 годах он говорил верующим, что в будущем будет построена субарга Джарун Хашор в Кижинге и я буду участвовать в ее строительстве в следующей жизни.
          Шадраев Жамба (1907-2003) родился в Бадинском булуке Харганатской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области. Когда ему исполнилось 6 лет, родители отправили в Кижингинский дацан, где в течение нескольких лет научился свободно читать и наизусть декламировать многие небольшие буддийские тексты на тибетском классическом языке, он был принят в школу Цанит-Чойра. В возрасте 19 лет (1926 г.) Шадраев окончил полный курс и сдал экзамены, удостоился степени гэбши и продолжал самостоятельно изучать буддийское учение, но в 1931 г. он вынужден был уйти из дацана, так как родители подверглись к твердому заданию по заготовке леса (древесины) и Жамба стал заготавливать лес и эта работа продолжалась до 1934 года, так как родителей его не принимали в колхоз.
          В 1934 году его оклеветали, поэтому был арестован и осужден на 10 лет ИТЛ, отбывал в Колыме, в 1944 году освобожден из лагеря по истечении срока, но ему не разрешили жить в Забайкалье, потому он был вынужден уехать в Красноярский край, где работали ссыльные ламы и так называемые кулаки. После смерти Сталина, в 1954 году вместе с женой поехали в Агу и стали работать в колхозе чабанами, но здоровье его было сильно подорвано, только благодаря аршану "Хэрэ" поправился. `
          30 лет назад приезжает в кижингинскую Куорку, где живут близкие его родственники. Таким образом, почти 50 лет его жизни прошло на территории Кижинги. Живя в Куорке он оказывал благотворное влияние на повышение уровня духовности населения, хотя не ходил агитировать, только исполнял небольшие требы. Гаданием и предсказанием не желал заниматься, считая это уделом высших лам и астрологов. Очень скромен и вежлив был со всеми.
           С 1990 года Кижингинский дацан вновь стал действовать на новом месте (Бургастай). За прошедшие 10 лет гэбши Шадраев активно помогает в становлении дацана, особенно в проведении хуралов, улучшении нравственного состояния хувараков и молодых лам, добивается восстановления старых духовных традиций дацана. Гэбши - он для отдельных хувараков и лам являлся Учителем (Багши), пользовался большим почетом, уважением и признательностью среди широкого слоя населения.
          Федоров Цыван Ширапович родился в 1954 году в местности Хара Хутэл, но вскоре семья переехала в с. Куорка, чтобы помогать родителям жены. Отец из с. Ушхайта.
          Цыван в молодом возрасте, в период работы в г. Ленинграде овладел тибетской письменностью и свободно стал читать буддийские тексты, занимался русско-тибетским словарем и перепиской текстов. Первый его учитель - гэбши Жамба Шадраев. В 1990 годах он стал хувараком Цугольского дацана, но через несколько месяцев прибыл в Кижингинский дацан, становится его хувараком, затем ламой.
           В 1994 году Федоров Ц. Ш. И лама Дондок Дашицыренов отправились в Северный Тибет (Амдо), чтобы приобрести для дацана священные книги буддизма: "Ганжур" и "Данжур". Эти и другие сочинения были приобретены в монастыре Гумбум и вывезены (в контейнере) по железной дороге Китая и в конце года удалось их доставить в наш дацан.
          В ноябре 1994 г. лама Федоров Ц. Ш. Был избран ширетуем Кижингинского дацана. Он ускорил строительство двухжтажного дацана и за 5 месяцев завершил строительство и украшение его, также были построены два дугана (один - деваажан дуган с. "Деваажан шангад", второй - дуган докшитов). Как строитель буддийских культовых сооружений получил от Ринпоче духовное имя "Еши Содбо".
          Инициатор строительства Великой Субарги "Джарун Хашор" в Кижингинском районе.

Назад.

В начало стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
Сайт создан в системе uCoz