designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники| сельское хозяйство | география района

 

Анинский дацан

           Анинский дацан (тибетское название "Гандан Шаддублинг")  основан в конце XVIII в. Первоначально он существовал как войлочный дуган. Согласно летописи хоринских бурят, в 1811 г. был построен главный соборный храм цокчен дуган - первый уникальный  памятник архитектуры, созданный бурятскими зодчими. В 1898 г. дацан был  расширен. Кроме главного цокчен дугана, в Анинском дацане были построены сумэ (монастырские здания) Джуд (Хурдэнэй) в 1822 г., Дуйнхор в 1811 г., Мамба (Оточи) в начале XX в., Чойра - в 1811 г., Майдари - в 1898 г., Барай сумэ (типография) - в 1880 г., Мункэ маанин-сумэ  - в 1916 г.

           Анинский дацан в первой трети XX в. представлял собой большой поселок. Его центральную часть занимал храмовый монастырский комплекс, огороженный каменной оградой. По оси его главного входа в ограде были ворота в виде павильона, с колоннами и многоцветным антаблементом.

Цокчен дуган

           Цокчен дуган (главный храм) построен в 1811 г. Цокчен дуган -  уникальный  памятник архитектуры, созданный бурятскими зодчими.

 

Джуд дуган (Хурдунэй сумэ)

           Сумэ построено в 1822-1824 гг. В 1885 г. построено сумэ Хурдэ, в этом же году произошла трансформация сумэ Хурдэ в Джуд дуган, одновременно с открытием школы Джуд. Особо следует отметить, что среди джудских школ бурятских дацанов только в Анинской школе Джуд была «странствующая школа-гонуд». Инициатором открытия школы гонуд при Джуд дугане был гушик-лама Агван Доржиев. В эту школу попадали только сильные духом  лам. Здание Джуд дугана в настоящее время полностью утрачено.

 

Дуйнхордуган

           Первоначальная постройка датируется 1811 г. В 1878 г. при Анинском дацане основана школа тантрийской системы Калачакры, инициированная цаннит-хамбо Агваном Доржиевым.
В начало стр.

Мамбадуган (сумэ Оточи)

           Основан в начале XX в. Располагался на северо-востоке от центрального Цокчен дугана. Первыми учителями медицинской школы при Анинском дацане были ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов.
          

Чойрадуган (сумэ Аюши)

            В 1858 г. в Анинском дацане  была основана школа цаннита  (вслед за Цугольским дацаном, 1850 г.), что  свидетельствовало о наличии высокообразованного бурятского духовенства. Введение в практику монастырской жизни цаннит-хуралов вызвало необходимость строительства надлежащего  помещения. В 1881 г. в комплекс дацана был зачислен новый каменный Чойра-дуган, для практических занятий по буддийской философии. В 1915 г. по инициативе Агвана Доржиева на самой северной стороне комплекса было возведено здание, предназначенное для второй школы цаннит дацана (Мункэ маани сумэ). Если в  здании Чойра дугана велись занятия по буддийской философии, то в новом здании собирались ламы из разных дацанов для пополнения знаний, участия в философских диспутах, а также для  углубленного изучения  трактатов по богословию, философии, логике, этике. Многие ламы этой школы позднее влились в  состав «странствующей школы гонуд».

Майдаридуган

           В 1891 г. ламы обратились к царю Николаю II с просьбой разрешить строительство статуи  «великого Майдари в 80 локтей». В 1898 г. статуя была воздвигнута.  Это была гигантская статуя  из меди с позолотой, изображавшая   будущего Будду грядущих времен. Статуя Майдари  была самым крупным изображением этого божества в дацанах бурят-монголов. В конце 30-х гг. после разгрома дацана  статуя Майдари была отправлена на переплавку.

 

Барай сумэ (типография, печатня)

            В 1880 г. дацан получил официальное разрешение на  печатание буддийской литературы. Здание печатни находилось в северо-западном направлении от Цокчен дацана.

 

Субурганы

 

 

 

 

           В ознаменование каких-либо событий или в память духовных лиц на территории Анинского дацана в разное время были возведены 26 субурганов. Четыре из них были установлены за  пределами монастырского комплекса  по сторонам света. В 1986 г. жители с. Ульдурга восстановили три субургана  на северной стороне главного храма. Субурганы посвящены крупнейшим иерархам буддийской церкви.

 

*    *    *

В начало стр.

             Спустя два столетия нам открылись 350 Будд из «1000 Будд благих времен», некогда хранившихся в дацане. Ламы уверены  - это знак возрождения Анинского дацана. Первые раскопки на месте разрушенного дацана проводились еще до 90-х годов. В них участвовали археологи БНЦ и студенты ВСГАКИ, но тогда ничего не нашли. Только в августе 2002 г. под большим камнем на территории дацана ламы нашли первые три статуэтки. Через два месяца обнаружили еще 50. Когда весть о находках дошла до верующих, к ламам пришел восьмидесятилетний старик и сказал, что у него хранятся еще 50 Будд из Анинского дацана.
           Поиски и раскопки продолжались: количество бурханов к началу февраля 2004 г. достигло 203 единицы, а после проведения религиозного ритуала Дугжуубы, накануне Сагаалгана, нашлись еще 150. Сейчас их стало около 350: посчитать точно, сколько статуэток, довольно сложно, уверяют те ламы и прихожане, которые пытались это сделать. Цифра каждый раз получается разная: то на единицу или две больше, то наоборот – на столько же меньше.
           Сейчас сообщение о сенсационной находке статуэток Будд в Хоринском районе вызвало огромный интерес в мире.  Явление Будд –  начало анинских находок. Первоначальной целью поиска являются книги. Дальнейшие раскопки и поиски буддийских реликвий будут вестись под контролем Буддийской традиционной сангхи России на территории всего Хоринского района.
           Сейчас найденные реликвии Анинского дацана установлены в дугане поселка Хоринск. Они стоят стройными рядами на импровизированном алтаре, и верующие поклоняются им. Все вместе это представляет внушительное зрелище. Словно легионы, построенные для защиты Учения Будды. Бурханы имеют высоту около 10 см. Все они одинаковы: Будда сидит в позе лотоса, различаются только положения его рук. Статуэтки отлиты из бронзы, а снаружи покрыты сусальным золотом. Внутри каждой находятся миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. Снизу статуэтки закупорены металлической пластинкой, по краям обмазанной воском.  Многие статуэтки нуждаются в реставрации.

Макет Анинского дацана. Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова

См. также:

  • Жамсуева Д.С. К истории Анинского дацана // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока : Cб. ст. – Улан-Удэ, 1998. – С. 94.
 

 

         
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz