Анинский дацан (тибетское название "Гандан
Шаддублинг") основан в конце
XVIII в. Первоначально он существовал как войлочный дуган. Согласно
летописи хоринских бурят, в 1811 г. был
построен главный соборный храм цокчен
дуган - первый уникальный памятник архитектуры, созданный
бурятскими зодчими. В 1898 г. дацан был расширен. Кроме
главного цокчен
дугана, в Анинском дацане были построены сумэ (монастырские
здания) Джуд (Хурдэнэй) в 1822 г., Дуйнхор в 1811 г., Мамба (Оточи)
в начале XX в., Чойра -
в 1811 г., Майдари - в 1898 г., Барай
сумэ (типография) - в 1880 г., Мункэ
маанин-сумэ - в 1916 г.
Анинский дацан в первой трети XX в. представлял
собой большой поселок. Его центральную часть занимал храмовый
монастырский комплекс, огороженный каменной оградой. По оси
его главного входа в ограде были ворота в виде павильона, с
колоннами и многоцветным антаблементом.
Цокчен
дуган (главный храм) построен в
1811 г. Цокчен
дуган - уникальный памятник архитектуры, созданный
бурятскими зодчими.
Джуд
дуган (Хурдунэй сумэ)
Сумэ построено в 1822-1824 гг. В 1885 г. построено
сумэ Хурдэ, в этом же году произошла трансформация
сумэ Хурдэ в Джуд дуган, одновременно с
открытием школы Джуд. Особо следует отметить, что среди джудских
школ бурятских дацанов только в Анинской школе Джуд была «странствующая
школа-гонуд». Инициатором открытия школы гонуд при Джуд
дугане был гушик-лама Агван Доржиев.
В эту школу попадали только сильные духом лам. Здание Джуд
дугана в настоящее время полностью утрачено.
Первоначальная постройка датируется 1811 г. В
1878 г. при Анинском дацане основана школа тантрийской системы
Калачакры, инициированная цаннит-хамбо Агваном Доржиевым.
В
начало стр.
Основан в начале XX в. Располагался
на северо-востоке от центрального Цокчен дугана.
Первыми учителями медицинской школы при Анинском дацане были
ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов.
В 1858 г. в Анинском дацане была основана школа цаннита
(вслед за Цугольским дацаном, 1850 г.), что свидетельствовало
о наличии высокообразованного бурятского духовенства. Введение
в практику монастырской жизни цаннит-хуралов вызвало необходимость
строительства надлежащего помещения. В 1881 г. в
комплекс дацана был зачислен новый каменный Чойра-дуган, для
практических занятий по буддийской философии. В 1915 г. по инициативе
Агвана Доржиева на самой северной стороне комплекса было возведено
здание, предназначенное для второй школы цаннит
дацана (Мункэ маани сумэ). Если в здании Чойра
дугана велись занятия по буддийской философии, то в новом здании
собирались ламы из разных дацанов для пополнения знаний, участия
в философских диспутах, а также для углубленного изучения
трактатов по богословию, философии, логике, этике. Многие ламы
этой школы позднее влились в состав «странствующей школы
гонуд».
Майдаридуган
В
1891 г. ламы обратились к царю Николаю II с просьбой разрешить
строительство статуи «великого Майдари в 80 локтей». В 1898
г. статуя была воздвигнута. Это была гигантская статуя
из меди с позолотой, изображавшая будущего Будду грядущих
времен. Статуя Майдари была самым крупным изображением этого
божества в дацанах бурят-монголов. В конце 30-х гг. после разгрома
дацана статуя Майдари была отправлена на переплавку.
Барай
сумэ (типография, печатня)
В
1880 г. дацан получил официальное разрешение на печатание
буддийской литературы. Здание печатни находилось в северо-западном
направлении от Цокчен дацана.
В
ознаменование каких-либо событий или в память духовных лиц на
территории Анинского дацана в разное время были возведены 26 субурганов.
Четыре из них были установлены за пределами монастырского
комплекса по сторонам света. В 1986
г. жители с. Ульдурга восстановили три
субургана на северной стороне главного храма. Субурганы
посвящены крупнейшим иерархам буддийской церкви.
В
начало стр.
Спустя два столетия нам открылись 350 Будд из «1000 Будд благих
времен», некогда хранившихся в дацане. Ламы уверены -
это знак возрождения Анинского дацана. Первые раскопки на месте
разрушенного дацана проводились еще до 90-х годов. В них участвовали
археологи БНЦ и студенты ВСГАКИ, но тогда ничего не нашли. Только
в августе 2002 г. под большим камнем на территории дацана ламы
нашли первые три статуэтки. Через два месяца обнаружили еще
50. Когда весть о находках дошла до верующих, к ламам пришел
восьмидесятилетний старик и сказал, что у него хранятся еще
50 Будд из Анинского дацана.
Поиски и раскопки продолжались: количество бурханов к началу
февраля 2004 г. достигло 203 единицы, а после проведения религиозного
ритуала Дугжуубы, накануне Сагаалгана, нашлись еще 150. Сейчас
их стало около 350: посчитать точно, сколько статуэток, довольно
сложно, уверяют те ламы и прихожане, которые пытались это сделать.
Цифра каждый раз получается разная: то на единицу или две больше,
то наоборот – на столько же меньше.
Сейчас сообщение о сенсационной находке статуэток Будд в Хоринском
районе вызвало огромный интерес в мире. Явление Будд –
начало анинских находок. Первоначальной целью поиска являются
книги. Дальнейшие раскопки и поиски буддийских реликвий будут
вестись под контролем Буддийской традиционной сангхи России
на территории всего Хоринского района.
Сейчас найденные реликвии Анинского дацана установлены в дугане
поселка Хоринск. Они стоят стройными
рядами на импровизированном алтаре, и верующие поклоняются им.
Все вместе это представляет внушительное зрелище. Словно легионы,
построенные для защиты Учения Будды. Бурханы имеют высоту около
10 см. Все они одинаковы: Будда сидит в позе лотоса, различаются
только положения его рук. Статуэтки отлиты из бронзы, а снаружи
покрыты сусальным золотом. Внутри каждой находятся миниатюрный
молитвенный барабанчик и лекарственные травы. Снизу статуэтки
закупорены металлической пластинкой, по краям обмазанной воском.
Многие статуэтки нуждаются в реставрации.
|
|
|
Макет
Анинского дацана. Музей истории Бурятии
им. М.Н.Хангалова
|
|
|
См.
также:
- Жамсуева
Д.С. К истории Анинского дацана
// Методологические и теоретические аспекты изучения духовной
культуры Востока : Cб. ст. – Улан-Удэ, 1998. – С. 94.