designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники| сельское хозяйство | география района

 

Ацагатский дацан

 

 

           История Ацагатского дацана берет свое начало с 1825 г.,  когда буряты галзутского, худайского, харганатского, и других родов хори-бурят, кочевавших по долинам рек Уда и Илька построили деревянное сумэ у речки Шулуута (Челутай), у отрогов гор Сагаан Ундэр. Первым ширээтэ строящегося дацана был назначен цоржи-лама Анинского дацана Сойбсон Бороев.
           Официальное признание Ацагатского дацана относится  к 1831 г., когда  Иркутский губернатор дал разрешение на беспрепятственное отправление бурятами молебствий в Курбинском (Ацагатском) дацане. В 1841 г.  комплекс  Ацагатского  дацана состоял из Цокчен дугана, Дара-Эхын сумэ, Хурдын сумэ. Комплектных лам было 1, служивых 21, хувараков 6. Все они владели тибетским и монгольскими языками, астрологическими и медицинскими знаниями.

 

Лама Ацагатского дацана. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

 

Лама Ацагатского дацана Бимба Намсараев. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

 

Ширээтэ (настоятели) забайкальских дацанов в Ацагате, XIX в. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

 

Настоятель Ацагатского дацана Гармаев. 1900 г. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

 

           В 40-60-х гг. XIX в.открывается цаннитская школа, создавалась  библиотека дацана, в храме имелись 325 томов Ганджура и Данжура и 16 томов Праджняпарамиты. Дацан принимал участие и в общественной жизни. В 1866 г. ширетуи пяти дацанов, в т.ч. Ацагатского, собрали экспонаты для этнографической выставки при Московском университете.
           В 1877 г. было построено новое каменное здание дацана. В 1883 г. храмовый комплекс был окружен каменной оградой с небольшими субурганами по четырем сторонам света.
 
 

 

Макет Ацагатского дацана. Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова

 
 

Главный храм дацана – Цокчен дуган 

           Проект главного храма был утвержден в  1877 г. Зодчий исполнил чертеж по эскизам дацанского художника. Здание  храма - трехэтажное. Нижний этаж сложен из кирпича (25 х 12,5 х 6,5 см) на высоком (до 2 м) бутовом цоколе, два верхних – деревянные. Первый этаж Цокчен дугана по архитектуре характеризовался, как «тубэд маягтай», (т.е. соответствующий тибетскому стилю), а второй и третий этажи – «хитад маягтай» (соответствующий китайскому стилю).
           Главный храм Ацагатского дацана-  выдающееся достижение бурятского культового зодчества XIX в., поражающее единством эмоционально выраженного идейного содержания и гармоничной высокохудожественной формы.

 

Дара-эхын сумэ и Хурдын-сумэ

Авалокитешвара одиннадцатиликий

           При строительстве сумэ была оформлена дарственная от имени старосты зайсана Дэлэг Дашибалуна и старшины Доржи Иролтуина Цоржи Ванчигуну к голове-шуленге Галзодуну и народу, в которой они, в частности, заявляли, что «по собственной вере и воле, на собственные средства» построили маленькое сумэ и преподносят его в казну дацана. Центральное место в алтаре сумэ занимала скульптура Дара-эхэ в рост человека (бур. - «хун хэмжээтэй»).
           Сумэ Арья Бала или Хурдын сумэ, по всей вероятности, несколько уступала по своим размерам сумэ Дара-эхэ. Известно только то, что украшал его ганжир, изготовленный из 10 белых листов металла.

 

Сумэ Цаган-Д ара Эхэ

 

Ацагатский дацан. В центре Дуган Чойра (Цаган Дара-эхэ), за ним слева главный и один из малых храмов. Фото 1929 г. Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Молебен в честь приезда цесаревича Николая

           В 1891 г., путешествуя по Востоку, дацан посетил  будущий царь Николай II. Ламы обратились к цесаревичу с просьбой  разрешить  строительство нового большого храма в честь бурхана    Цаган  Дара-эхэ.   Здание было построено в 1897 г. перед главным храмом на месте, где в 1891 г. располагалась походная палатка цесаревича. было двухэтажное деревянное строение, на высоком бутовом цоколе и по размерам превосходило не только малые сумэ, но и здание Цокчен дугана.

 

Джуд дуган (нач. ХХ в.)

           Это здание было построено в начале XX в., располагалось в северной части от основного храма.  Здание деревянное, 2-х этажное, ближе по стилю к тибетским храмам.
           В сумэ хранилась литература – комплект Ганжура, Бум  Дарма, Юм, Галсан Жамцын сумбум, Праджняпарамита, собрание сочинений (cумбум) Далайамы VII Галсан Жамцо.
           Ламы Джуд дугана пользовались большим авторитетом среди мирян. По преданиям они владели «сиддхи», и особыми медитативными способностями. До нашего времени из Джуд дугана сохранилась легенда о Мэжид-амбай (ябаган-лама), который «пересекал пространство за считанные минуты».

 *  *  *

           Таким образом,   в  конце XIX - начале XX вв.  Ацагатский дацан  сформировался как единый целостный архитектурный ансамбль. Архитектурная композиция_и_детали храма были типичными для бурятского культового зодчества конца XIX в.
           Расположенный в живописной местности,  он являлся притягательным центром для верующих. Продуманная планировка, красочный интерьер храмов,   украшенный   скульптурами   буддийских   божеств,   филигранно  расписанные  иконы  на  ткани  придавали  дацану  великолепный вид.
            Ацагатский  дацан стал центром духовной жизни для бурятских родов  удинской долины. Духовенство Ацагатского дацана славилось высоким  уровнем образованности. Из его стен вышли выдающиеся религиозные и общественные деятели –  Пандито хамбоамы, философы, астрологи, эмчи-ламы.

 

Типография Ацагатского дацана

           В типографии  Ацагатского дацана в разные годы было издано на тибетском языке 46 наименований сочинений и 47 – на старомонгольской письменности. В настоящее время  к северо-востоку от монастырской ограды сохранилось деревянное здание типографии.

 

Школа тибетской медицины

           История школы тибетской медицины при Ацагатском аршане связано с  Шолотским дацаном и именами его учредителей Ч. Иролтуева и А. Доржиева. Основанная здесь лечебница развилась до крупного медицинского центра Забайкалья. Важное значение для развития медицинского направления сыграл источник - аршан, с чистой ключевой водой и минеральными солями. Основным центром лечебницы стал "Мамбадуган".

Цаннит-хамбо Агван Доржиев

Пандито хамбо-лама Чойнзон Иролтуев

           В годы советской власти, основатели школы тибетской медицины А. Доржиев и Ч. Иролтуев предпринимали попытки спасти медицинское направление, в том числе и ценою отделения его от церкви.
           Однако сохранить школу и лечебницу им  не удалось. Одно из последних обращений А. Доржиева в 1937 г. к М. Ербанову - первому председателю правительства республики свидетельствует о проходившем уничтожении традиции Института тибетской медицины: лекарства уничтожались, а ламы-медики заключались в тюрьмы. Школа тибетской медицины, (лечебница и дома, принадлежащие А. Доржиеву, Ч. Иролтуеву и эмчи-ламам), были переданы в распоряжение местной коммуны.

См. так же:

 

Ацагатский дацан в советское время

(1917-1937 гг.)

Реконструкция Ацагатского дацана

           В 1992 г. спустя 55 лет после разрушения дацана буряты удинской долины  построили новое здание  у склона горы Тамхитын даба. Так  началось постепенное возрождение Ацагатского дацана, нициированное посещением Ацагата в 1991 г. Далайамой XIV, освятившим место будущего строительства дацана. 6 ноября 1992 г. была проведена первая служба.    

Визит Далай-ламы XIV, 1991 г.

           В 1999 г. открылся  дом-музей Aгвана Доржиева, в котором  воссоздан типичный интерьер   XIX века, собраны уникальные фотографии, документы и личные вещи Агвана Доржиева.

 

           Восковые фигуры выдающихся буддийских иерархов Далай-ламы XIV, А. Доржиева, Ч. Иролтуева изготовлены  в мастерской  Национального музея Монголии.

Восковая фигура Далай-ламы XIV в Ацагатском дацане

 

Ламы   Ацагатского дацана
(1825-1937 гг.)

 

Цаннит-хамбо Агван Доржиев

Пандито хамбо-лама Чойдор Мархаев

Пандито хамбо-лама Чойнзон Иролтуев

           Из стен Ацагатского дацана вышло шесть  хамбоам, удостоившихся в разное время ученого звания Пандито. Первым этого звания  удостоился  хамбоама Чойдор Мархаев. Столь высокий пост он занял в возрасте 24 лет и вошел в историю как, укрепивший власть и полномочия хамбо-ламы. Такого же звания были удостоены Г.Д. Цыремпилов, Ч. Иролтуев, Д. Мунхэжапов, цаннит-хамбо лама А. Доржиев, гоман-хамбо Агван-Нима.
           О служителях Ацагатского дацана сведения крайне скудны. Первое подробное упоминание о составе и численности лам содержится в отчете дацана за 1883 г., где дается краткая характеристика духовным лицам, служившим здесь со дня основания дацана. Согласно анкетным данным, это были люди, владевшие тибетским языком, обладавшие астрологическими и медицинскими знаниями.

 

 

Назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz