designed by SATO
   

Добро пожаловать на сайт Кижингинского района! Амар мэндэ!

населенные пункты | исторические памятники| сельское хозяйство | география района

 

 

Вознесеновка

 

История села Вознесеновка -посёлка Новокижингинска
Доклад "История села Вознесеновка-Новокижингинска"1920-1970-1989-2005 годы. Рук. кружка и музея СЮТур Ковальская В.Н.

 

 

          Село Вознесеновка основано в 1921 году выходцами в основном из села Мухор-Тала Заиграевского района.
          В середине 18 века по указу Екатерины 11 с целью укрепления за Россией и освоения сибирских земель, старообрядцев стали переселять за Урал: в Казахстан, на Алтай и в Забайкалье. Они поселились в Тарбагатае, Бичуре, Мухоршибири, Кижинге.
          Дети первых жителей села Вознесеновки, которые до сих пор живы, а им по 75-90 лет, помнят и рассказывают о первых годах жизни села, помогают восстановить историю, быт, обычаи и традиции здешних семейских.

          Первая улица села вытянулась по правобережью реки Кижинга, у подножия горы с густым сосновым лесом. Сначала ее называли Подгорною, потом Набережной, а сейчас в честь начальника геологической партии называется улицей Сиротина.

Первая улица Набережная ( Сиротина)

          Семейские были прекрасными земледельцами. Они выращивали пщеницу, овес, картофель, овощи, занимались скотоводством. Вечерами занимались рукоделием: ткали, пряли, вязали, вышивали, шили одежду и обувь.

Последняя семейская Шурыгина Е.М.

          В переднем углу избы обязательно находилась полка-божница с разнообразными старообрядческими иконами и резными киотами. На иконах изображены любимые Святые: Илья-Пророк, Христос-Воздержитель, Божья-Матерь Мария, Никола-угодник и другие.

Икона Вознесение Христа
Пастырь

          На старообрядческих иконах видно, что святые молятся именно двуперстием, двумя пальцами, а не тремя, трехперстием "Щепоткой", как у других православных. Крест старообрядцев - восьмиконечный, с косой нижней перекладиной.

Старообрядческий крест

          Вознесеновские семейские, как и остальные, отличались трудолюбием, чистоплотностью и строгостью соблюдения своих обрядов, нравов, постов, не пили, не курили. Главным в доме был мужчина. Они очень любили праздники. Их было много, но самыми почитаемыми были Рождество, Масленица, Пасха и Троица. Новый год и дни рождения не отмечались.
          Начатая в 30-годы коллективизация сельского хозяйства и жесткие хлебозаготовки, когда хлеб подчистую забирался в город, вызвали недовольство населения села, особенно наиболее зажиточной и бедной его части. 14 октября 1930 года на Покров День, началось вооруженное восстание под руководством Шитина Николая Прокопьевича, приехавшего сюда их Мухорталы в 1927 г. (тоже переселенец из Новой Бряни). Отряд добровольцев разгромил Ербановскую коммуну с. Эдэрмык, при этом погибло шесть ее коммунаров. В честь погибших село стали называть ("Зургаанай зам"- "Путь шестерых"). Усилив отряд в Леоновке, они арестовали руководителей коммуны "Наш путь". Затем они должны были обьединиться с другими отрядами Хоринского района и двинуться на город Верхнеудинск. Но восстание было подавлено, прибывшими, солдатами из города, здесь погибло еще несколько человек. Шитин скрывался на Дальнем Востоке до 1931 года, потом его арестовали. В районе фермы были найдены штык и патронташ - видимо, следы того восстания.
          В начале 30-х годов усилилась работа по организации сельскохозяйственных артелей на всей территории района. В первый период создавались очень мелкие артели, потом они в основном укрупнялись. Вступление в колхозы было добровольно-принудительным. Параллельно усилились раскулачивание сравнительно зажиточных семей и отправка их в ссылку. В результате всего этого к концу 1932 года коллективизация в основном была завершена.
          Становление колхозов шло трудно. До середины 35-х годов не было никакой техники, пока не были созданы Кижингинская и Чесанская машинно-тракторные станции. Появление в колхозах первых тракторов, первых автомобилей - полуторок было событием чрезвычайным. Почти круглый год колхозы вели для государства заготовку и вывозку леса, его сплав по малым рекам. Не повышались в колхозах продуктивность скота и урожайность полей. Низка была производительность труда, хотя работали от темна до темна, недоедая и недосыпая. Не знали колхозники выходных, кроме 2-3 праздничных дней в году, а также отпусков.
          Несмотря на такие трудности, сельское хозяйство кормило страну все эти годы, хотя случались отдельные голодные годы. Трудности тех лет преодолевались колхозниками самоотверженным трудом, строжайшей дисциплиной и патриотизмом.
          В 1931 году в селе была создана коммуна "Первое мая" во главе с председателем Мальцевым З. П. В 1934 г. она была реорганизована в колхоз. За рекой Кижингой начали строиться дома, новая улица получила Шибертуй. Построили мельницу на реке за селом. Численность населения в 1939 году составила 449 человек.
          22 июня 1941 года началась война. Из села на фронт ушло 70 человек, погибло 21.
          После войны началось восстановление села, появились свет, машины, техника. В 1954 году все колхозы Верхней Кижинги были преобразованы в единый совхоз "Победа"
          В 1947 году в Вознесеновке под руководством В. П. Матвеева построили 7-летнюю школу на улице Мира. В 1963 г. образовался совхоз "Первомайский" с центром в с. Эдэрмык, куда вошла и село Вознесеновка.
          За 60 лет существования колхозов и совхозов выросли замечательные кадры сельскохозяйственного производства, которые своим трудом, достижениями снискали уважение и добились значительных успехов в своей работе. Многие из них по заслугам были отмечены государственными наградами. В 1936 году доярка колхоза "Заветы Ильича" Агафья Григорьевна Мясникова была награждена орденом Ленина.
          Конечно, тружеников, которые все эти годы поднимали сельское хозяйство района, работали не покладая рук на фермах и гуртах, на полях и в мастерских, очень много. Их честный и добросовестный труд, самоотверженность во многом предопределяли развитие экономики хозяйств, позволяли добиваться определенных успехов во всех отраслях.


В начало стр.

История села Вознесеновка -
-посёлка Новокижингинска

(1920 - 1965 - 1970 - 1989 - 2000 - 2002 г.г.)

 

Рук. кружка и Музея СЮТур: Ковальская В.Н.


Адрес СЮТУР и Музея: 671450, Бурятия,
Кижингинский район, с. Новокижингинск,
Администрация, Станция Юных Туристов
Директор СЮТур: Матвеев Г.Е.

с. Новокижингинск, 2002 г.

Оглавление:

Введение: о музее, кружке и юбилеях поселка, методах исследования
История села - поселка:
          1. До образования села
          2. Село Вознесеновка: 1920 - 1965 годы
Переселенцы - семейские Новой Бряни, Мухорталы, Ильки
О Расколе и старообрядцах - семейских
- Первые жители, улица, часовенка, школа
Занятия и одежда жителей села
Традиции, обряды и праздники
- Восстание 1930 года
- Коллективизация. Коммуна "Первое мая"
Война … и послевоенные преобразования
          3. Геологическая партия: 1965 - 1970 годы
- Открытие уникального месторождения 9
- Геологический поселок. Лауреаты Государственной Премии 9
          4. Рудничный поселок Новокижингинск: 1970 - 1989 годы
- Начало строительства и процветание 10
Карьер и его флюорит - бериллиевые руды (1979 - 89 годы)
Люди и настроения 10
          5. "Перестройка" и сегодня: 1989 - 2000 - 2002 годы
- "Перестройка" и новые цеха рудника
Поселок сегодня, без рудника
"Поселок должен жить!"
Заключение: итоги и выводы
Список использованной литературы: фондов предприятий и музея,
архива района, периодической, энциклопедической, научной, детской, художественной лите-ратуры.
Список приложений: карты, фото, записи, рисунки, статьи, схемы, таблицы, отчеты, экспонаты и т.д. 15
Рецензия на исследовательскую работу (Матвеев Г.Е.)

В начало стр.

 
Человеческий ум может судить
о будущем не иначе,
как обдумывая прошедшее.
А. Ферран

 

Введение:

           О поселке, музее и кружке СЮТур, методах поисково-исследовательской работы по истории села - поселка
          Коротко и поэтично об истории нашего п. Новокижингинк можно сказать словами Никитиной Любы (10кл.) (стихи). В них отражены основные этапы развития поселка, который начинался с семейского с. Вознесеновка в 1920г.(85 лет назад), вырос в 1970г. (34г.) в краси-вый рудничный поселок с численностью около 3 тыс. и в конце прошлого года снова получил статус села с численностью чуть более 2 тыс.
          Но даже сегодня после закрытия карьера и переноса рудника в Еравнинский район, Но-вокижингинск является 2-ым населенным пунктом в районе по значению и численности насе-ления. Поселок продолжает жить!
          На станции юных туристов открытой в 1989 г., 13 лет назад и идущей в ногу со време-нем, когда возрождается интерес к истории родных мест, родословным и традициям, все годы ее существования собирались материалы, писались летописи и создавался музей. В нашем геолого-краеведческом кружке, который я посещаю уже 4-ый год, собирались материалы самыми различными способами: на встречах-беседах со старожилами села и рудника, на экскур-сиях по предприятиям поселка и музеям района, в походах по окрестностям и на карьер, в отчетах и архивах, в печати и литературе. Материалы собирались, систематизировались, обобщались, оформлялись и хранятся в музее. Я лично с кружком побывала во всех организациях поселка и на карьере, а так же в музеях района и города, делала записи бесед со старожилами и моими родственниками составила в прошлом году родословную семьи. В результате обобщения материалов Музея и своих наблюдений написана "Летопись" моего села-поселка.
          На Гербе нашего поселка (рис.), разработанном на кружке, видно, что поселок принадле-жит России, Бурятии и Кижингинскому району, а его главными достопримечательностями является 8-конечный старообрядческий крест, говорящий, что поселок начинался с семейского села Вознесеновка, и кристаллы флюорит-бериллиевых руд, благодаря которым возник поселок.

В начало стр.

II. История нашего села - поселка.

 

          В истории поселка выделяются два главных этапа: село Вознесеновка и поселок Новокижингинск. Мы расскажем подробно о 5 главных вехах истории поселка:

          1. До возникнове-ния села (с неолита),

          2. Село Вознесеновка,

          3. Ермаковская геологическая партия,

          4. Рудничный поселок Новокижингинск,

          5. "Перестройка" и сегодня.

          1. До прихода русских и возникновения села Вознесеновка.

          Первые люди в этих местах, в живописной долине Кижинги, появились еще в каменном веке, в неолите, 5-7 тыс. лет назад. Найдены следы стоянок неолита - орудия труда из камня (халцедона, яшмы и кремня) в 10 км на юг на левобережье р. Тендит, в 12 км на ю-з недалеко от с. Куорка и в 20 км на с-в на Леоновских озерах. Погребения железного века-средневековья (17-19 века) обнаружены еще ближе: в 3 км на восток за рекой Тендит на горе Немашкина, в 7 км на с-р недалеко от с. Эдэрмык и в 4 км на ю-з в пади Недок. С 16-17 века началось заселение долины рек Кижинги и Кодуна Хоринскими бурятами с берегов Байкала, ведущими кочевой образ жизни и занимающимися скотоводством. В 10 км на ю-з и на с-в от поселка располагались бурятские улусы, давшие начало селам Куорка (1923 г.) и Эдэрмык (1918 г.). А среди первых построек села Вознесеновка (по утверждениям старожилов) сохра-нились дома-зимовья, построенные бурятами, пасущими скот за рекой, еще до прихода рус-ских (1904 и 1911 гг. - фото). Здесь пасли отары овец семья Шагдара Бодиева.

В начало стр.

2. История села Вознесеновка.

          Переселенцы-старообрядцы Новой Бряни.

           Первые русские пришли в Кодуно-Кижингинскую долину уже после Октябрьской революции в 1918 году. (1-7) Это были старообрядцы-семейские. Все старожилы рассказыва-ют, одинаково, что весной, в мае 1918 г., в семейском селе Новая Брянь Заиграевского рай-она, на посевную, когда стояла сухая и ветреная погода и все почти были в поле, произошел сильный пожар, уничтоживший значительную часть домов села ("за два часа сгорело сотни домов". Многие жители села остались без крова. Тогда-то некоторые из погорельцев решили перебраться для обустройства на новые земли: в Мухорталу, Ильку, Кижингинскую долину и другие места. Часть погорельцев Новой Бряни, отстроив временное жилье, так называемые бревенчатые балаганы с дощатой крышей (воспоминания Мясникова И.Г.), прожили еще год - два на старом месте. В 1920 году весной по примеру земляков другая группа переселенцев из Новой Бряни обосновала второе село в Кижингинской долине, но в более живописном месте, выше по течению реки, ближе к лесу и горам. Несколько (8) семей, собрав свои небо-гатые пожитки на телеги, с женщинами и малыми детьми, прибыли на место. Это были семьи Шитиных Мокея и Куприяна Ерофеевичей, Комарова Никиты Ипатьевича, Мясниковых Гурьяна Климовича, Макара и Агапа Евламповичей, Ивана Елистрата Платоновичей, Матвеева Елиферия Никитовича (данные воспоминаний, НКСШ и кн. "Верхняя Кижинга", 1989 г.).
          На следующий год тоже весной прибыли сюда еще несколько семей: Манзурова Абрама Афанасьевича из Новой Бряни, Вишнякова Нестора Филипповича и Сафронова Артема Афанасьевича из Мухорталы, Тарабукины из Ильки, Краснова Ермолая Григорьевича из Новой Бряни, Мальцева Платона Илларионовича из Бады.

Сестры Манзуровы

          И в конце мая этого же 1921 г. на сельском сходе, который состоялся как раз на праздник Вознесение Христово (на 40-ой день после Пасхи), жители решили назвать свое село Вознесеновкой. Возможно, это событие и стало официальной датой основания села (Кн. "Край наш Кижингинский", Т-2. Позже сюда приехали из Мухорталы (ранее живущие в Новой Бряни) Вставские (1924 г.), Павловы, Ши-тины (1927г.), Даниловы и другие. Начали делить земли, за рекой часто раздоры заканчивались стрельбой".

Раскол и семейские.

          Так кто же такие семейские? Как они, русские старообрядцы, оказались за Байкалом? Заглянем в далекое прошлое России … в середину 17 века … Тогда в "смутное время" смены царских династий и бунтов народа на Московской Руси, во времена правления царя Алексея Михайловича - второго Романова, произошел "Раскол" в русской церкви (1653г.). Это событие хорошо отображено в романе В. Личутина "Раскол". Люди, не принявшие обновленную религию и исправленные патриархом Никоном по греческим образцам книги и обряды, стали называться раскольниками, старообрядцами, приверженцами протопопа Аввакума (стенд). Они преследовались, сгонялись с родных мест, уходили на окраины России и за границу. Наиболее известной староверкой является боярыня Ф.П.Морозова, изображенная на картине В.И.Сурикова (стенд), закованная в цепи и отправляемая в ссылку, где умерла вскоре голодной смертью. Протопоп Аввакум был в Забайкальской ссылке, а потом сожжен на костре. Особенно сильно они преследовались при Петре - 1, и были случаи, из протеста, коллективного самосожжения староверов (картина "Самосжигатели" Г.Г.Мясоедова, 1884 г.). Но чаще старообрядцами были простые крестьяне, солдаты и священники.

Семейские на троицу, 2002 г.

          Предки жителей села Вознесеновка (Новая Брянь), по данным научно-популярной литературы ("Семейские". Болонев, 1992 г.), поселились тогда на юго-востоке Белоруссии, в селе Ветка Гомельской губернии, принадлежавшим тогда Польше. В середине 18 века по указу Екатерины - II с целью закрепления и освоения сибирских земель, старообрядцев ста-ли переселять за Урал: в Казахстан, на Алтай и в Забайкалье, где стали их называть "поляками". Пути перемещения староверов показаны на карте (прил.9). Людей гнали силою, со скарбом, семьями, в несколько этапов. В Забайкалье они прибыли в 1765 году, где закрепи-лось за ними название "семейские". Они поселились в Тарбагатае, Куйтуне, Куналее, Бурнашеве, Бичуре, Мухоршибири … и в Новой Бряни. (Новая Брянь образовалась недалеко от Бряни, теперь Ст. Бряни, изв. с 1742 г.).

Первые жители, улица, часовня, школа.

          Дети первых жителей села Вознесеновка, которые до сих пор живы (им по 75-90 лет), и их внуки помнят, рассказывают нам о первых годах жизни села. Помогают нам восстановить историю, быт, обычаи и традиции села, здешних семейских, в основном переселенцев Новой Бряни. Очень помогли нам встречи - беседы со следующими людьми: Мясников Игорь Гурьянович (1918 г. Новая Брянь, в Вознесеновке с начала - 1920 г.), Павлова (Иванова) Аксинья Васильевна (1906-96 г.г., из Н.Бряни, Леоновки, с 1936 г. в Вознесеновке), Павлова (Шитина) Татьяна Николаевна (1908 г. Н.Брянь, Мухортала, в Вознесеновке с 1927.), Шурыгина (Шитина) Елена Мокеевна (1921 г. в Вознесеновке), Мясникова (Вишнякова) Феонья Еремеевна 1910 г.,Слепцова (Вишнякова) Е.П. (1954г.) (фото прил.7) и др. Сделаны записи бесед - воспоминаний старожилов села 15 семей (прил.18), а воспоминания Мясникова И.Г. опубликованы в газете "Долина Кижинги" (Ков. В.Н., 2000 г.) (прил. 8 г; II-11 г.).

Павлова ( Иванова) А.В.

          Первая улица села, вытянулась по правобережью реки Кижинги, у подножия заселен-ной горы; сначала называлась Подгорною, потом Набережною, а теперь в честь начальника геологической партии она улица Сиротина. Первые дома семейских - это небольшие дома с высоким крыльцом и забором. Вторая улица, вытянутая по левому берегу реки сначала называлась Шибортуй - с бур. "Грязная", переименована после войны в улицу Мира. Село росло, в 1923 г. по переписи Хоринского района (I- 8. 1995 г.), численность населения соста-вила 256 чел. В 1927 г. на пустыре перед кладбищем была построена часовенка, небольшой бревенчатый домик. Это была бедная часовенка, всю ее переднюю часть украшали старооб-ряднические иконы, расположенные на полках- божницах в два ряда. Колокольный звон звонницы, состоящей из двух колоколов, подвешенных на столбах, извещал о начале службы, которую вел уставщик. Читали уставщики по Библии речитативом и нараспев. Перед войной часовню закрыли и перенесли в другое место, где этот дом до сих пор служит хозпостройкой (фото). На следующий год открылась первая четырехлетняя школа.

В начало стр.

Занятия и одежда жителей села.

          Семейские села Вознесеновка жили дружно, много работали, детей воспитывали в строгости. Мужчины ходили на охоту, занимались рыбной ловлей. Как и все семейские, воз-несеновцы были прекрасными земледельцами. Выращивали пшеницу, ячмень, овес и коноп-лю. Из конопли выделывали прочные нити, ткани, веревки и получали вкусное конопляное масло. Все семейские умели делать сами: выделывали кожи, пряли, ткали, вязали, вышивали, шили одежду и обувь. В каждом доме была самопрялка (есть в музее), расписанная цветны-ми узорами ( прил.-рис.13), они сейчас сохранились во многих домах. Вышивкой расшивали скатерти, салфетки, полотенца, рубахи, блузки, пояса (экспонаты музея).
          Одежда, особенно женская, отличалась яркостью, узорчатостью, красочностью. На чисто русские элементы одежды наложились украинско-польско-белорусские (прил. - рис.12, фото7). Как и женщины Новой Бряни, носили женщины села пышные пестроокрашенные сарафаны и фартуки-запаны, украшенные по низу яркими атласными лентами. Замужние женщины носили на голове кички-шапочки, сделанные из парчи и украшенные шелковыми нитками и бисером. Кички эти покрывались атласным или кашемировым платком, который специальным образом накручивался и завязывался, что все сооружение на голове напомина-ло русский кокошник (фото, рис.-прил.12). Носили много разных бус. Крупные янтарные бусы передавались от матери к дочери по наследству. Талию затягивали расшитым поясом, на плечи накидывался платок или шаль с кистями. Будничная одежда была более темных тонов, а праздничная - яркая? красных цветов. Особенно был красив свадебный наряд, на невесту, говорят, было "любо-дорого посмотреть" (Воспоминания, фото, рис. - прил.13). Для музея подарила сарафан, кичку из штапеля, платок, пояс жена Мясникова И.Г.- Агафья Абрамовна.
          Мужская одежда была тоже смешанной: русская косоворотка и широкие украинско-белорусские шаровары (рис.-прил.13). Подвязывались рубахи поясами с кисточками. В холодное время года носили кофты, шали, зипуны, полушубки (из овчины), шапки-папахи, ва-ленки, сапоги, ичиги.
          Вознесеновцы пользовались кухонной и бытовой утварью, привезенной с собой, самодельной, или меняли на продукты своего труда. В музее на станции есть стол, тульский самовар, кувшины, берестяные туески, жаровня, ухват, замки амбарные, утюги, коромысло, соха, серпы, хомут, прялка, жернова, остатки прядильного станка и многое другое (фото).

Традиции, обряды и праздники.

          В переднем углу в каждой избе жителей Вознесеновки обязательно находилась полка-божница с разнообразными старообрядческими иконами и резными киотами. На иконах изо-бражены любимые святые: Христос-Вседержитель, Матерь Божья-Мария, Никола-Чудотворец, Илья-Пророк и другие. На киотах - Иисус Христос, распятый на кресте. В музее можно увидеть лишь репродукции, но в домах можно увидеть иконы, старинные (18-19 века) и современные. Книги - Библии или Евангелие, на старославянском языке, раньше были редкостью, а сейчас еще труднее найти для музея; у нас есть лишь странички из Библии и Букваря. На старообрядческих иконах видно, что святые молятся двуперстием, двумя пальцами, а не "щепоткой", тремя пальцами, как остальные православные. Крест старообрядцев - восьмиконечный, с косой перекладиной внизу, теперь такой крест можно увидеть на здании старообрядческой "церкви" и на водораздельной горе над селом (прил.7). Староверы говорили "Исус", а не "Иисус", делали низкие "земные" поклоны, а не поясные, любили многого-лосие в церковном пении и не брили бороды.Вознесеновцы, как и все семейские, отличались трудолюбием, чистоплотностью и строгостью соблюдения своих нравов, традиций и обря-дов, соблюдали посты, не пили, не курили. Они очень любили праздники, а их было много, но самыми почитаемыми были Рождество, Масленица, Пасха, Троица и Вознесение. Новый год и дни рождения не отмечали. Наступал праздник - бросали все дела, наряжались, гуляли от души, ходили к друг другу в гости. Умели веселиться, петь плясать, знали много своих своеобразных тягучих и задорных песен.

Семейское трио

 

Восстание 1930 года.

          Восстание 1930 года помнит каждый старожил села. Это было на Покров День, 14 ок-тября, когда некоторые жители села (наиболее зажиточная и бедная часть) выступили против коллективизации и вступления в коммуну, против жестких хлебозаготовок для города. Так называемое Хоринское или Леоновское восстание (I-5) возглавил Шитин Н. П. в (народе их называли "банда"). Мы были в гостях у его дочери Павловой Т.Н. (1908г.) она рассказывает, что их семья приехала из Мухорталы в 1927., но сами они из Новой Бряни, и осуждает своего отца. Муж ее, как и многие, не желавшие участвовать в смуте и поддерживать восставших, отсиделся в лесу. Восставшие дошли до с. Эдэрмык, где от их рук погибли 6 коммунаров в Леоновке арестовали руководителей коммуны. Затем они должны были объединиться с дру-гими отрядами и двинуться на г. Верхнеудинск. Но восстание было подавлено прибывшими солдатами из города, погибло несколько человек. Участники его были наказаны. Шитин Н.П. скрывался на Дальнем Востоке до 1931 г., потом его арестовали (I-5).

Коллективизация.

          В 1927 году образовался Комитет крестьянской взаимопомощи, в 1930 году - Товари-щество общего землепользования (ТОЗ) под руководством парт-ячейки и председателем Мальцевым З.П. А после восстания в 1931г. образовалась коммуна "Первое Майя", в кото-рую вошло 60 семей (данные НКСШ, Иванова Т.В.). Коммуну возглавил, избранный ее членами, Мальцев Зиновий Платонович (1900-1980г.г.). Он приехал из Бады в 1921г. (по рассказу его дочерей) со своими родителями и почти сразу же женился на семейской девушке - Сафроновой Т.А. Был хорошим агрономом, хотя закончил лишь церковно-приходскую школу. Так возглавлял он коллективное хозяйство, (реорганизованное в 1934г. в колхоз), до начала Войны. В музе есть фото 1976г. Перед войной в 1939г. по переписи населения (кн. Хоринский р-н, 1995г.) численность села составила 449 человек.

Война и послевоенные преобразования.

          На войну, на фронт, из села за все годы войны ушло 70 вознесенцев, Осталось на полях сражений и не вернулось домой 21 человек. Но сегодня жив 1 и помогает нам активно вос-станавливать историю села, уже не однократно упомянутый Мясников И.Г. В 1947г. откры-лась на улице Мира семилетняя школа (директор Матвеев В.П.). В 1960 г. появился свет в селе. В 1954 году образовался совхоз "Победа", единый в районе, а в 1956 г. - совхоз "Пер-вомайский" с центром в с. Эдэрмык, куда вошла Вознесеновка с I-Отделением. Лесничество "Тендитское" (1958г.) в 1965 г. перенесли из с. Тендит (10км на юг) в Вознесеновку. (II -22).
          Обновление села, связанное с коллективизацией, борьбой с религией и послевоенные преобразования - все это способствовало стиранию этнографических особенностей семейских села Вознесеновка, как и везде. С открытием в 1964 г. при геологической съемке месторождения редких руд недалеко от села, в 7 км на с-з, с возникновением геологической партии и рудника, рядом с селом вырос красивый поселок городского типа, но это уже другая история…

В начало стр.

3. История поселка геологической партии: 1965-1970 годы

          Судьбу этих мест и семейского села Вознесеновка определило одно важное событие - открытие уникального месторождения! В 1964 году при гос. геологической съемке (масшта-ба 1:200000) в 7 км на с-з от села геологом Ермаковым Г. А. было открыто месторождение редких стратегически важных флюорит-бериллиевых руд. (Отчеты Ерм. геол. партии, I-3.6). Уже в 1965 г. с целью изучения этого месторождения оценки его запасов и качества руд здесь открыли геологическую партию, появились дома геологов, горняков и буровиков. Месторождение изучалось 5 лет под руководством геолога Гальченко В. И. (1973 г.) и начальника партии Сиротина А.Н. Проведенные горно-буровые работы показали уникальность месторождения, характеризующегося высокими содержаниями бериллия (I, 28%) и средними флюорита (22,48%), с хорошими запасами руд. В честь первооткрывателя месторождения, само месторождение, геол. партия и главная улица поселка были названы одинаково - Ермаковскими. Позже в 1972 г. Ермаков Г.А. и Гальченко В.И. стали Лауреатами Гос. Премии, чем прославили наш поселок. В статье "Долины Кижинги" - "Первооткрыватели месторождения" (Декабрь 1999г.)

В начало стр.

4. Рудничный поселок и карьер: 1970-1979 - 1989 г.г.

          Начало рудничного поселка. "В 1970 году по постановлению Совмина СССР от 10.05.1969 г., Министерством Среднего Машиностроения началось строительство поселка городского типа и введение в эксплуатацию Кижингинского Рудоуправления, входящего в структуру ЗабГОКа, на базе Ермаковского месторождения флюорит - бериллиевых руд",- так начинается раздел "История Кижингинского Рудоуправления" в Докладе директора ЗабГО-Ка Разумова В.И. "История образования и развития АООТ ЗабГОК", посвященном 60-летию комбината (27 декабря 1997 г.). А 27 марта 1970 г. прибыли сюда первые строители…
          Уже в январе 1971 года силами военно-строительных отрядов начали строить первые двухэтажные дома, и на следующий год был заселен первый дом. В 1972 г. начато строи-тельство промплощадки рудника, прирельсовой базы Гонгота и автодороги с асфальтовым покрытием во главе с начальником СМУ-2 Смирновым В.Г. По архивным данным. "В 1973 г. Указом Президиума Верховного совета Бурятской АССР (по ходатайству Кижингинского райисполкома) поселок получил официальное название "Новокижингиск" (I-9). К началу учебного 1973 года в центре поселка была сдана в эксплуатацию новая типовая средняя школа на 600 мест, которая стала одной из лучших в районе. В 1975 году образовалось Ки-жингинское Рудоуправление с директором В.И.Разумовым. "30 марта 1977 года согласно Указа Президиума ВС БурАССР (архив района, I-10) был создан Новокижингинский посел-ковый Совет народных депутатов. Новокижингинск был отнесен к категории рабочего по-селка". Село Вознесеновка как слившееся с поселком, было снято с учета данных. И за 15 лет, к 1985 г., был отстроен красивый благоустроенный поселок: около 30 двух - пятиэтаж-ных домов и три улицы коттеджей, школа, Торговый Центр, столовая, два детских сада, больница, роддом, контора рудника, общежитие, дом быта, пож. депо, база ОРСа, музыкаль-ная школа. Клуб был арендован у ГРП. Была проложена асфальтовая дорога до Кижинги.

Карьер и флюорит - бериллиевые руды.

          К началу введения горных работ на промплощадке будущего карьера к концу 1979 года были построены мощная котельная, автобаза, горный цех, асфальтово-бетонный завод, под-станция, АЗС, столовая. В конце 1979 года после вскрышных работ на карьере было добыто первые 105 тыс. тонн бериллиевой руды, а в 1980 г. -21 тыс. тонн (С 1982 года директор руд-ника Силаков О.В.). Максимальной производительности достигли в 1985 году - 115 тыс.тонн, когда численность работников рудника достигла 1500 человек. Уже в 1986 году с началом "перестройки" и конверсии оборонной промышленности, начался спад производст-ва на руднике, и в 1989 году карьер закрыли. Успел проработать он всего 10 лет. Отработано и добыто 52% запасов руды месторождения. Оставшихся запасов руды хватило бы еще на 20 лет (при добыче 60 т. в год). Мы с кружком неоднократно бывали на промплощадке и в са-мом карьере месторождения (фото 1992-2000 г.г. прил.7). Карьер имеет воронкообразную форму диаметром по верху около 140 м и глубиной 80 м. На дне карьера видно рудное тело, которое на 5 м глубиной летом заполнено подземными водами, а зимой покрыто льдом (фото музея). На геологической карте в музее месторождения, составленной Гальченко В.И. Об уникальности руд бериллия продолжают писать в газетах (статья в музее). Образцы флюорит бериллиевых руд представлены в музее СЮТур в большом разнообразии. В них два полез-ных компонента: 1) флюорит - фиолетовый от бледнокрашенного до почти черного, и 2) бе-риллиевые минералы - белый радикально-лучистый, сноповидный фенакит, мелкозернистый бертрандит. "Пустые" вмещающие руду, горные породы - граниты, габбродиориты, извест-няки, сланцы, скарны, увозились в отвалы, расположенные вокруг карьера (карта-прил.6). Они частично использовались на отсыпку дорог поселка района.
          Руду с карьера увозили на обогатительную фабрику в п. Первомайский ЗабГОКа. Затем бериллиевые концентраты отправлялись на спец. завод г. Усть-Каменогорск В. Казахстана, где из них получался редкий стратегический важный металл бериллий (серебристо-белый, легкий, прочный, активный при облучении и ядовитый, что делает его производство и при-менение опасным). Он используется в основном в атомной энергетике и ядерно-обороной промышленности в качестве источника и замедлителя нейтронов, идет на изготовление сплавов для ракетной и аэрокосмической техники, применяется в приборостроении, радио-электронике, электротехнике и точной механике.
           И вот уже 15 лет прошло, как карьер закрыли, стоит он как "зияющая рана в Земле", и ждет своего часа, когда вновь понадобятся стране его уникальные руды…
          Люди, приехавшие на рудник с разных мест Читинской области и Бурятии, с различ-ных областей Советского Союза (прил.17), самых разных профессий, работали с энтузиаз-мом, устраивали грандиозные концерты и праздники, проводили соревнования. К 70-летию Октябрьской революции под руководством старожила поселка, строителя, парторга и ныне Главы Администрации, Баранова С.И. был выпущен фотоальбом "Кижингинский карьер", рассказывающий о жизни поселка и рудника с первых дней их существования (в музее).

В начало стр.

5. "Перестройка" и сегодня.

          С 1989 года с закрытием карьера, с "перестройкой" экономики в стране, с целью адаптации к новым рыночным условиям, начались преобразования всех предприятий поселка и рудника. На руднике, чтобы сохранить коллектив и производство, стали создаваться новые цеха и участки работ. В 1987г. начал работать Цех ТНП (товаров народного потребления), выпускающий ТЭН - теплоэлектронагревательные приборы. В 1989г.- Цех Шарошечных Долот диаметром 244 мм экспонат музея. В 1991 г. рудник приступил к освоению Эгитин-ского месторождения флюоритовых руд, расположенного в 220 км от поселка, в Еравнинском районе близ с. Комсомольское (прил.1). Добывается в год по 20-45 тыс. тонн руды, все-го за 10 лет работы добыто - 530 тыс. тонн руды.-10% (из 4,4 млн.). Флюоритовая руда Эгитинского месторождения представлена многочисленными образцами в музее - это светлоо-крашенный мелко- и крупнокристаллический флюорит. Добытая богатая (флюорита >60%) руда с карьера месторождения увозится на ст. Бада или Могзон (прил.1), откуда поступает к потребителям, а более бедные руды (флюорита 20-60%) везутся сначала на обогатительную фабрику п. Первомайский, и потом рудные концентраты тоже идут к потребителям. Главные заводы -потребители металлургической, алюминиевой, атомной и химической промышлен-ности находятся в городах: Магнитогорск, Череповец, Омск, Новокузнецк, Ангарск и др.

Сегодня; жизнь без рудника.

          В 1996 г. были закрыты Шарошечный и ТЭНовый цеха. В конце 1999 г. базу и контору рудника перенесли на само Эгитинское месторождение в Еравнинский район. И не стало в поселке его основного предприятия, благодаря которому он возник и жил почти 30 лет. Закрыта в 2001г. геологическая партия АО "Геолог". Осталось работать одно небольшое пред-приятие, как и около 35 лет назад, - сельхозкооператив "Вознесеновский", да лесничество "Тендитское". Большой фонд благоустроенного жилья поселка, уже который год находится в критическом состоянии, плохо отапливаются дома и учреждения. ЖКХ и Администрация поселка буквально бьются над сохранением и содержанием этого жилья. Очистные сооруже-ния сточных вод поселка часто находятся в аварийном состоянии, загрязняя окружающую среду (II-12-14). Люди уезжают на заработки на Эгитинский карьер флюоритового место ро-ждения, в Тугнуй на карьер каменного угля или на золотые прииски. Среди женщин и моло-дежи царит безработица. Многие семьи уезжают совсем из поселка кто куда, численность населения постоянно падает (прил. граф. 24). На 01.01.2002г. она составляет 2235 человек: в том числе 720 пенсионеров (1/3), 628 детей и 887 работоспособного народа, их которых 360 безработные (прил.24). Продолжают функционировать школа, внешкольные учреждения, почта, больница, магазины… Жизнь продолжается.

"Поселок должен жить!"

           Собранные на нашем кружке данные по экологии поселка, благодаря которым выделе-ны основные загрязнители окружающей среды (карьер, ферма, очистные, свалки) и природо-охранные объекты (Экологический Паспорт Кижингинского Рудника, 1991 г., очистные, СЭС, ТВС, Красная Книга), доказывают сравнительное экологическое благополучие в посел-ке. Об этом было написано в рефератах и в местной газете "Долина Кижинги". Если посмот-реть на собранные кружковцами родословные их семей, сведенные в единую таблицу (прил.17): "Кто мы, жители Новокижингинска, и откуда родом?", то видно, что население нашего поселка разношерстное, это представители различных слоев, специальностей, про-фессий и уроженцы самых различных мест. Судьба привела людей сюда, и они не теряют надежду, что "поселок должен жить!" и будет жить! О надежде на его возрождение опубли-кована статья с таким названием в "Долине Кижинги" (прил. 8ж; II- 11ж).

Заключение: итоги и выводы о проведенной работе.

           Итак, за 15 лет существования станции и ее музея проделана огромная, кропотливая, по-исково-исслевовательская работа по сбору, изучению материалов по истории и богатст-вам нашего края и поселка, завершенная в "Летописи". В эту работу была вовлечена мас-са людей, школьников, педагогов и администрации, в эту работу вовлекли и меня, став-шая для меня и многих других своим делом, увлечением, помогающим многое узнать и не оставляющей быть равнодушным к истории, людям, любым знаниям. Краеведческая деятельность на Станции продолжается: намечаются новые встречи с людьми, пишем в архивы, к 15 летию станции СЮТур и Музея пишется "История Станции", а так же ве-дется большая работа по составлению фотоальбома "Наши Земляки", где будут собраны лица и имена старожилов, геологов, работников карьера, школы, больницы, почты, и др. организаций. Это будет документальная фото летопись поселка, чтобы каждый пришедший в музей мог увидеть себя, коллег, своих родных и друзей…

В начало стр.

 

Список приложений (выполнен Ковальской В.Н. при участии кружковцев):

1. Обзорная карта Кижингинского и прилегающих к нему районов,
Масштаб: 1:1250000.
2.Схема "10 лет СЮТур и основные направления ее деятельности".
3. "Юбилеи поселка: 80-35-30-10".
4. Летопись-хроника поселка.
5. Герб поселка.
6. План окрестностей пос. Новокижингинск. Масштаб 1: 25000.
7. Фотоальбом поселка, кружка и музея СЮТур, предприятий.
8. Статьи в газете "Долина Кижинги":
а) Прошлое, настоящее и будущее села Вознесеновка - поселка
Новокижингиск (Путешествие по Музею СЮТур). Март-Май, 1999 г.
б) Опасно ли для здоровья жить в Новокижингинске. Июнь, 1999 г.
в) Первооткрыватели месторождения. (О Ермакове и Гальченко). Декабрь 1999 г.
г) Воспоминания старожила села Вознесеновки (Мясникова И.Г.). 2000 г.
д) Деревянная сказка Вознесеновки. (О доме Шитина С.Д.), декабрь2000 г.
ж) Поселок должен жить! Март, 2001 г.
9. Карта России со схемой перемещения старообрядцев по окраинам России и
затем в Сибирь, Забайкалье. Масштаб: 1: 30000000.
10. Словарь старообрядцев. Старообрядцы-семейские в литературе и искусстве.
11. Старообрядчество в схеме: "Три мировые религии и их отличие".
12. Рисунок: "Одежда семейских Новой Бряни, Мухорталы".
13. Рисунок: "Семейская девушка за самопрялкой".
14. Репродукции старообрядческих икон, Крест, странички их Библии.
15. Схема христианских праздников по Пасхе (Земледельческий календарь из
кн. "Круглый Год", 1989 г.).
16. Схема "Моя родословная" и примеры.
17. Таблица "Кто мы, жители Новокижингинска, и откуда родом?"
18. Записи "Воспоминания старожилов села-поселка".
19. Записи "Экскурсий по предприятиям поселка и музеям района".
20. "Колесо истории села Вознесеновки-поселка Новокижингинск" (Схема).
21. Схема "Экология поселка", основные загрязнители и природоохранные объекты".
22. Классификация стройматериалов по радиоактивности и горные породы карьера Е
23. Сочинение кружковца: "Моя улица" (Об Ермаковской улице).
24. Графики изменения численности и состава населения.
25. Образцы руд Ермаковского и Эгитинского месторождений.
Список использованной литературы и материалов

В начало стр.

I. Периодические и архивные материалы:

1. Бадмаев Г.Д. "Верхняя Кижинга". Брошюра. Кижинга, 1989 г.
2. Балдандоржийн П., Баяртуев Д.Г., Сангадиев Г.С., Бальжинимаев Б.Б. "Край наш Кижингинский". (55-летию со дня образования посвящается: 1940-1995 г.г.) Кижинга, 1995 г.
3.Гальченко В.И., Елгин В.Г., Петренко Н.Г., Сахаровский И.Н., Федорова К.В. "Ерма-ковское флюорит-бериллиевое месторождение (1965-1979 г.г.). Отчет Ермаковской партии. Улан-Удэ, "Бурятгеология", 1970г.
4. Гальченко В.И. и др. "Эдогенная металлогения Кижинга-Кодунской рудной зоны". Улан-Удэ, "Бурятгеология", 1978г.
5. Доржиев Д. (Сотрудник научного центра "Сибирь"). "Хоринское восстание 1930 г. "Правда Бурятии", 1993 г.
6. Ермаков Г.А. и др. "Геологическое строение и полезные ископаемые бассейна ср. те-чения р. Кижинги и верховья р. Илька". Отчет геологосъемочной партии. Улан-Удэ, "Бурят-геология", 1969 г.
7. Зяблищев А.Ю., Силаков О.В. "Экологический паспорт Новокижингинского рудни-ка" (Результаты исследования природной среды на территории поселка Новокижингинск и промплощадке карьера). Улан-Удэ, НПО "Экомир Байкала", 1991 г.
8. "Из истории Хоринского района". Хоринский район в цифрах и фактах
( по документам нац. архива Республики Бурятия, 1923-1980 г.г.) Администрация Хоринского района, Хоринск, 1995 г.
9. Кижингинский районный Архив. "Историческая справка. Исполнительный комитет Новокижингинского поселкового Совета народных депутатов". Фонд № 64, Опись докумен-тов 1973 г.
10. Кижингинский районный Архив "Исполком Верхнекижингинского сомонного Со-вета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов". Историческая справка". Фонд №54, 1940 г.
11. Классификация стройматериалов по радиоактивности и возможным видам исполь-зования. УТВ. министром геологии СССР В.М.Волковым и предс. ГКЗ СССР А.М. Быбочки-ным (в кн. "Временные метод. указания по радиоционно-гигиенической оценке полезных ископаемых при производстве геологоразведочных работ на месторождениях полезных ис-копаемых - строительных материалов" М, 1986 г.
12. "Слово о земле Хоринской". К 75-летию Хоринского района. Отв. ред. Дамдинов А.В. Ред. коллегия: Заводской А.А. и др. Улан-Удэ, "Бур. унив."1998 г.
13. Тиваненко А.В. Кижингинский район. (Республика за Байкалом. Краеведческие очерки о районах). Улан-Удэ, "Правда Бурятии", 1991 г.
14. Рыбдылов Д. "О путях становления Кижингинского района" К 60-летию района. Кижинга, "Долина Кижинга", 2001 г.
15. Балдандоржийн П. "Об административном устройстве Кижинги с начала XX века" (историческая справка) Кижинга, "Долина Кижинги", 1991 г.

В начало стр.

II. Материалы музея СЮТур: отчеты и периодическая печать.

1. Ефимова О.Е. "Блюда и игры семейских". Музей СЮТур, 1994 г.
2. Ефимова О.Е. "История села Вознесеновка". Фотоальбом. Музей, 1994г.
3. Ковальская В.Н., Михайлов Марк и др. кружковцы. "Геологическое строение ок-рестностей пос. Новокижингинск". Отчет-реферат кружка СЮТур за 1991-93 г.г. Музей СЮТур, 1994 г.
4. Ковальская В.Н., Михайлов Марк. - 9кл. НКСШ "Отчет геолого-экологического кружка за 1991-93 г.г. Новокижингинск - Владивосток "Океан" 1999 г.
5. Ковальская В.Н., Михайлов М., Татаркина И., др. "Экология поселка Новокижин-гинск". Отчет кружка за 1991 -94 г.г. Музей, 1994 г.
6. Ковальская В.Н., Бобин П., Харитонов М. и др. "Экология вод бассейна р. Кижинги". Отчет кружка за 1993-94 г.г. Музей СЮТур, 1994г.
7. Ковальская В.Н. "Экскурсия по геолого-краеведческому Музею СЮТур" (Путеводи-тель). Новокижингинск, Музей СЮТур, 1995 г.
8. Ковальская В.Н. "Словарь старообрядчества. История старообрядцев-семейских в ли-тературе и искусстве" (Справочные данные), 1996 г.
9. Ковальская В.Н. и кружковцы "Летопись- хроника с. Вознесеновка -
п. Новокижингинск" (1920-1965-1970-1989-1997 г.г.). Музей, 1997г.
10. Ковальская В.Н. "Летопись-хроника Кижингинского района" Музей 1997 г.
11. Ковальская В.Н. Статьи газ. "Долина Кижинги" Кижинга, 1999-2001г.
а) "Прошлое, настоящее и будущее с. Вознесеновка - п. Новокижингинск (Путешествие по Музею СЮТур)" : 1919 (1920)-1965-1970-1999 (2000) г. Апрель-май, 1999 г.
б) "Опасно ли для здоровья жить в Новокижингинске" (О карьере), Июнь, 1999г.
в) "Первооткрыватели месторождения" (О Ермакове Г.А. и Гальченко В.И.) "100 лучших людей района XX столетия". Декабрь, 1999 г.
г) "Воспоминания старожила села Вознесеновка". (Мясникова И.Г.). К 80-летию села и 55-летию ВОВ Победы. Июль,2000г.
д) "Деревянная сказка Вознесеновки" (Самый красивый дом села). (О доме Шитина С.Д. - внука первого жителя). Октябрь, 2000 г.
з) "Участие во 2 международном походе Зеленом Походе - наш подарок Байкалу". Ноябрь, 2000 г. (О Доржигутаповой Г.-8 кл.).
е) "Поселок должен жить!". К 60-летию района и 30-летию поселка 2001 г.
ж) "Жизнь длиною в один век" (О Мякотиной А.Е.) Июнь, 2001 г.
12. Ковальская В.Н., Михайлов Е. и Доржигутапова Г. "Как бы я решил экологическую про-блему моего поселка - очистных сооружений сточных вод". (На конкурс для участия в меж-дународном Зеленом походе "Байкал - 2000") Новокижингинск -Улан-Удэ, апрель, 2000г.
13. Ковальская В.Н., Михайлов Е.-10 кл."Охрана окружающей среды поселка Новокижин-гиск". Новокижингинск-Кижинга, Музей Сютур, 2000г.
14. Ковальская В.Н., Ефимова М.-8 кл. "Комплексное экологическое обследование окру-жающей среды поселка Новокижингинск". Новокижингинск-Улан-Удэ, 2001г.
15. Ковальская В.Н., "Путеводитель по Музею Стации Юных Туристов". 2002г.
16. Матвеев Г.Е. "Археологические Памятники Кижингинской Долины". 1998г.
17. Ковальская В.Н., Матвеев Г.Е., Михайлов М.В. "Археология
Кижингинского района в рисунках (10 листов).1998г.
18. Мацай А.А. и кружковцы. Геологический отчет отряда юных геологов.
Музей СЮТур , июнь, 1990г.
19. Ковальская В.Н., Мацай А.А. "Герб поселка Новокижингинск". 1990-2000г.
20. Разумов В.И., Силаков О.В., Баранов С.И. "История развития и
образования АООТ ЗабГОКа". (доклад к 60-летию
ЗабГОКа). Новокижингинск п. Первомайский Чит. обл., Кижингинский рудник, - За-бГОК, 27 дек.1997г.
21. Балдандоржийн П. "Об истории образования с. Вознесеновка"
(резонанс). Кижинга, "Долина Кижинги", июль, 1999г.
22. Ковальская В.Н. и кружковцы. Записи воспоминаний бесед старожилов
с. Вознесеновка и п. Новокижингинск, работников предприятий и
организаций. Музей СЮТур, 1991-2001г.
23. Ковальская В.Н. и кружковцы. Записи материалов экскурсий по
предприятиям поселка и музеям района, города. Музей СЮТур, 1991-
2001г.
24. "Книга Отзывов о музее СЮТур". Станция Юных Туристов, Музей, 1990-
2002 г.
25. Гостева Т.В. "Материалы "Комнаты памяти". НКСШ, 2000г.

III. Опубликованная литература.

1. Болонев Ф.Ф. "Семейские". Улан-Удэ, Бур. кн. изд., 1985 г.
2. Болонев Ф.Ф. "Семейские" Улан-Удэ, Бур. кн. изд., 1992 г.
3. Ильина-Охрименко Г.И. "Народное искусство семейских Забайкалья", Улан-Удэ, Бур. кн. изд.,1976 г.
4. Мельхеев М.Н. "Топонимика Бурятии". Улан-удэ, Бур. кн. изд., 1969 г.
5. Мотицкий В.П. "Старообрядчество Забайкалья". Улан-Удэ, Бур. кн. зд., 1997 г.
6. Личутин В. "Раскол", "Роман-газета", М., 1994 (№4).
7. Некрылова М. "Круглый год" (русский земледельческий календарь). Сост. М., "Прав-да", 1989 г.
8. Тиваненко А.В. "Этнографический музей народов Забайкалья" (путеводитель). Улан-Удэ, Бур. кн. изд., 1985 г.
9. Семенова М. "Мы-славяне". С-Петербург, "Азбука", 1998 г.
10. Степанов Н.А."Народные праздники на Руси". М., "Росс. раритет",1992 г.
11. "Советский Энциклопедический Словарь". Гл.ред. А.М.Прохоров. 4-ое изд.м., "Сов.энцикл.", 1989г. (термины).
12. Энциклопедия Серии "Открытие мира юношеству". В 20-ти томах. Дир. Пьер Мар-шан. Пер.с фр. Ред. С.Кондратьев. М., "Тера", 1997г.
13. Археологический словарь. У.Брей, Д.Трамп. перевод с англ. Отв.ред. В.П.Алексеев.М., "Прогресс", 1990 г.
14. "География Бурятии".(8-9 кл.). Улан-Удэ, 1994 г.

 

Доклад "История села Вознесеновка-Новокижингинска"
1920-1970-1989-2005 годы

Рук. кружка и музея СЮТур Ковальская В.Н.

Введение.

           Старообрядцы-семейские… "Это яркая и древняя ветвь русского народа, хранители русской старины". Исполнилось 350 лет Расколу православной церкви, 240 лет их проживания в Забайкалье. Но семейские сёла Кижингинского района (ю-в Бурятии) - молодые, им чуть более 80 лет. Они возникли в начале 20 века: Леоновка и Вознесеновка - из переселен-цев Новой Бряни и Мухорталы, а Михайловка, Иннокентьевка, Красный Яр - из переселенцев Красного Чикоя и Бичуры. Наше село Вознесеновка просуществовало на карте района (см.) около полувека-57 лет. Оно возникло в 1920 г.. С открытием уникального месторождения, в 1970 году здесь начали строить рудничный посёлок. Уже в 1977 г. Вознесеновка слилась с ним и стала одним из микрорайонов Новокижингинска.
           Новокижингинск (с Вознесеновкой) - в целом красивый посёлок городского типа, расположен в живописной долине рек Кижинга и её притока Тендит, среди зелёных гор. Это второй населённый пункт Кижингинского района после районного центра с.Кижинга. В нём численность населения достигала 3.2 тыс.чел., с закрытием карьера 15 лет назад она упала до 2.2 тыс.чел. В 2003г. посёлок получил статус села, в котором Вознесеновка занимает по-прежнему две улицы. Жители Вознесеновки и других семейских сёл стараются сохранять традиции старообрядчества. В домах можно встретить предметы быта, самопрялки, иконы, кресты, книги; бабушки продолжают носить сарафаны, платки, янтарные бусы, любят петь семейские песни. Чувствуется гордость людей за сопричастность к этнической группе семейских.
           На СЮТур (15 лет-схема), в краеведческом кружке (активистов музея), который я посещаю 5-ый год, собирались материалы для Музея в беседах со старожилами, в походах и экскурсиях, в архивах, отчётах, печати и литературе. В Музее СЮТур есть уголок старооб-рядчества и семейских села Вознесеновка (фото), собраны "Воспоминания" более 20 (списки) старожилов, в основном написана в 2002 г. "Летопись - История села". При подготовке к конференции она значительно пополнена данными новых встреч со старожилами, новыми фотографиями, собраны новые семейские песни. Прослежены изменения этнографических особенностей старообрядцев с основания села до прихода геологов и сегодняшнего дня.
           На Гербе села-посёлка видно, что он принадлежит России, Бурятии, Кижингинскому району. Главные его достопримечательности - Старообрядческий восьмиконечный крест, показывающий, что посёлок начинался с Вознесеновки, и кристаллы флюорит-бериллиевых руд, благодаря которым возникли посёлок и рудник. Весной 2005 г. селу исполнится 85 лет!
История села-посёлка.
          Люди облюбовали эти места в неолите, 5-7 тыс.лет назад. Следы их стоянок обнару-жены рядом на берегу р. Тендит. Погребения железного века-средневековья найдены на г. Немашкина. Появившиеся в 16-17в. улусы хоринских бурят дали начало близлежащим сёлам Куорка и Эдэрмыг.
          Первые русские пришли в Кижингинскую Долину в 1918 году, это были старообрядцы-семейские Новой Бряни Заиграевского района. После сильнейшего пожара там люди стали перебираться на новые места. Так возникло наше село. Сначала приехали первые 8 семей: Шитины, Мясниковы, Комаровы, Матвеевы, Манзуровы (списки), а на следующий год прибыли переселенцы Мухорталы, Ильки, Бады. На сельском сходе, который состоялся на праздник Вознесение Христово, в 1921г. село назвали Вознесеновка.
          История семейского села Вознесеновка (Новой Бряни) уходит в далёкое прошлое России, в сер.17 века, когда в русской церкви произошёл Раскол. Люди, не принявшие обновлённую религию по греч. образцам, стали называться староверами, старообрядцами, раскольниками. Они преследовались, уходили на окраины России (карта). Предки новобрянцев-вознесеновцев поселились Ветке Гомельской области, на ю-в Белоруссии, принадлежавшей Польше, а оттуда в сер.18 века были переселены в Сибирь, в Забайкалье, где получили название "семейские".
          Первую улицу села назвали Подгорною, Набережною, ныне она Сиротина (в честь нач. партии)(фото). На ней в 1927г. была построена часовенка, на следующий год открылась начальная школа. Вторая улица - Мира. На ней самый красивый дом села, украшенный резьбою, петушком и коньками(фото). Семейские жили дружно, много трудились, детей воспитывали в строгости, были прекрасными земледельцами, всё умели делать сами: пряли, шили, вязали, вышивали, в каждом доме была самопрялка (фото). Одежда у них была яркая, красочная, на чисто русские элементы наложены украинско-белорусские. Женщины носили пёстрые сарафаны, запоны, кички, много бус (фото, рис.). Строго соблюдались традиции и обряды, не пили, не курили, носили бороды. Они молились двуперстием, имели свои старообрядческие иконы, 8-конечный крест, библии на старославянском языке (фото). Любили праздники, особенно Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. В 1931г. создана коммуна "Первое Мая" с предс. Мальцевым З.П.(фото).
          Новый этап в развитии села Вознесеновка начался в послевоенные годы, с открытием в 1964г. геологом Ермаковым Г.А. месторождения и геологической партии. Пять лет (1965-70г.г.) под рук. гл. геолога Гальченко В.И. изучалось месторождение, оно оказалось уникальным по содержанию окиси редкого металла бериллия, используемого в атомной и оборонной промышленности, в самолёто- и ракетостроении, в точной механике, электронике и радиотехнике. Первооткрыватели месторождения (8) стали Лауреатами Гос.Премии, в честь некоторых из них названы улицы - Ермаковская, Сиротина.
          В 1970 г. Мин.Ср.Маш. начало строить посёлок городского типа и начало создаваться карьероуправление. За 15 лет построен посёлок, открыта новая типовая средняя школа. В 1973г. его назвали Новокижингинском, в 1977г. был создан поселковый поссовет, с цетром в Новокижингинске и "Вознесеновка снята с учёта данных". Добыча руды на карьере велась всего 10 лет, процветал посёлок и рудник, многим вознесеновцам появилась работа. Быстро происходило смешение людей, профессии, традиций. В Вознесеновке стали больше пить, меньше молиться, но всё-таки село продолжало жить своей особой сельской жизнью.
          С "перестройкой" всех хозяйств посёлка, с закрытием карьера в 1989г.(50% руды осталось в земле), были открыты новые цеха на руднике (ТЭНовый, Шарошечных долот до 1996г.), начали добывать флюоритовые руды в Еравнинском р-не. В 2000г. рудник был перенесён в Еравну в посёлке не стало главного предприятия. Снова, как прежде, остался один сельхозкооператив "Вознесеновский", да лесхоз "Тендитский". Сегодня он реформирован в ООО "Весна" и практически не работает, нет ни фермы, ни полей. Плохо работают очистные сооружения и отапливаются благоустроенные дома, школа, учреждения, существует безработица. Люди разъезжаются кто куда, уезжают на заработки в Еравну на флюоритовый карьер, на угольный карьер в Тугнуй или на золотые прииски. Работают лишь бюджетнае организации. Правда, открылись две церквушки православная Свято-Вознесенская и протестантская "Любовь Христа", но люди туда мало ходят. В 2000г. установлен старообрядческий крест на г. Водораздельной, в память основателей села Вознесеновка.

Крест на горе в память основателей Вознесеновки

 

          В 2003г. посёлок получил статус села, как бы уравнялся с Вознесеновкой. Село -посёлок продолжает жить, уважая традиции рядом живущих последних семейских. Вместе проводя-тся праздники(фото): Новый Год-Рождество, Масленица, Пасха, Троица, День Победы, Юбилеи, где звучат семейские песни вокальной группой-трио: Карповой Т.М., Александровой В.Д. и КузьминойГ.Е. Они передают опыт исполнения песен вокал. группе "Ивушка", детям.
          Заключение. Итак, за 15 лет существования СЮТур и Музея проделана большая кропотливая работа по сбору материалов, изучению истории народов и богатств района, села-посёлка, завершённая в "Летописи". Вовлечено в неё было масса людей, школьников, педагогов, администрации, это увлекло и меня, стало моим делом, ходим к старожилам, поём песни, участвую в конференциях и провожу экскурсии в музее. Президент Бурятии Л.В.Потапов дал высокую оценку работе СЮТур и Музея. Краеведческая деятельность продолжается, пишем в архивы. Создаётся фотоальбом "Наши Земляки", где будут собраны лица и имена старожилов, семейских, геологов, работников рудника, школы, больницы, почты…, чтобы каждый пришедший в музей смог увидеть себя, коллег, своих родных и друзей…

          Жизнь человека только миг в безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых она становится нетленной… Новокижингинск, январь, 2005г.

Назад

В начало стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz